Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

По сей день о ней кричат во всех СМИ. Она причина многих межнациональных конфликтов, и даже в быту может стать поводом для ссоры. Из-за нее произошло большинство войн в истории, а сегодня по всему миру совершаются теракты. Но что за ужасная вещь могла породить все это? Возможно, зависть, жадность или даже ненависть? Однако ответ на этот вопрос не такой тривиальный - религия. Казалось бы, в наш век, когда человек активно изучает космос и создает искусственный интеллект, эта тема не должна быть такой интересной. Но вот появляется движение атеистов, и вновь на религию обращены все взоры. Можно спросить бесконечно есть ли Бог или нет, а если есть, то чей Бог является истинным, но никто не будет спросить с тем фактом, что вопрос религии будет актуален всегда.

Именно к этой теме в своей пьесе под названием «Язычники» обратилась Анна Яблонская, талантливый одесский драматург. Но эта работа стала для нее последней. Анна погибла 24 января 2011 года в аэропорту Домодедово. В этот день там произошел теракт. По жестокой иронии судьбы Яблонская прилетела в Москву на премию журнала «Искусство кино», где должна была получить награду за «Язычников».

IMG_6923-1

Небывалую популярность пьеса приобрела именно после смерти драматурга. Но не стоит думать, что все это только из-за того, чтобы нажиться на трагедии. Пьесу по праву можно считать превосходной, она поднимает важные животрепещущие темы, и именно поэтому популярности было просто не избежать. И именно по этой пьесе 17 апреля Государственный академический русский театр им. М. Горького презентовал одноименный спектакль «Язычники» в рамках Фестиваля Международного театрального фестивального Союза «Театр. Территория единения».

Спектакль был поставлен Йонасом Вайткусом, приглашенным режиссером из Литвы, и форма, в которой он решил реализовать пьесу, просто сценическая находка. Для хорошей истории не нужны пестрые декорации и необычное освещение, достаточно лишь восьми самых обычных стульев и периодически включающиеся софиты. Многие режиссеры хотят добиться эффекта «как в кино», однако это не наш случай. Мы не то что фильм, мы даже спектакль-то не смотрим – мы слушаем исповедь, откровения людей, которые просто смиренно сидят перед нами на простых черных стульях.

У людей закрыты глаза. Кто-то может сказать, что это просто ход, чтобы сделать спектакль загадочнее, но это не так. Все эти люди слепы, пусть и символически. Но вот что странно, глаза закрыты у всех персонажей. Возможно, нужно было закрыть их только верующей старушке, чтобы показать, что вера это лишь самообман? Или наоборот - всем остальным героям, чтобы доказать, что жизнь без Бога это жизнь во тьме. Но для режиссера делить все на белое и черное было бы слишком просто. В его задумке истина скрыта для всех.

«Язычники» - это самый настоящий античный театр. Туда зрители приходили в первую очередь послушать красивые монологи, а не лицезреть действие. Так и наши герои ограничены в движениях. Мы можем видеть, как кто-то из них уходит, говорит по телефону или даже замахивается с ударом на другого, но все это рисует наше воображение, благодаря фразам персонажей и игре актеров, эмоции между которыми просто зашкаливали. Удивительно, но люди, которые даже банально не могли взглянуть на партнера по сцене, отыгрывали настолько правдоподобно, что порой даже закрадывалась мысль, что все это просто обман зрения, и на самом деле все они сейчас и правда ссорятся на ремонтирующейся маленькой кухне.

Из говорящего названия и обозначенной темы может показаться, что спектакль просто расскажет нам о противоборствующих сторонах веры и культа, а конец ознаменуется победой одной из сторон. Но все снова не так однозначно. Отчасти данный сюжет имеет место быть, но все же не он является основным. Главные герои - язычники, но таковыми их делает не вера в духов деревьев или животных. Эти люди потеряли себя в служении богам, которых сами себе придумали. Кто-то увидел бога в деньгах, кто-то в алкоголе, а кто-то в другом человеке. И как бы это ни было печально, но открыть глаза им было способно только лишь общее горе.

Спектакль не дает точного ответа на вопрос, стоит ли верить в высшие силы, или достаточно просто надеяться на себя и на ближних. Он просто отражает действительность, рассказывая трагичную историю из жизни людей, словно предоставляя нам самим возможность сделать выводы, как за героев, так и за себя.

 

Надежда Живаева

 

 

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤