Любите ли вы театр ? Любите ли вы театр так , как люблю его я ?..
За что я люблю театр ? Отчасти за то , что каждый спектакль - маленькая жизнь . Каждый спектакль уникален и неповторим . Неповторим , ибо он рождается в тот момент , когда зрители занимают свои места согласно купленным билетам , и актёры выходят на сцену , чтобы " править ремесло " , а умирает , когда пьеса прожита и актёры выходят на поклон под аплодисменты зрителей или под крики "Браво!"...
Что потом ? Потом новый спектакль , который никогда не будет похожим на предыдущий . Новые зрители , новые эмоции , новая энергетика . Жизнь - движение . Меняется абсолютно всё . Движется абсолютно всё . Даже если мы этого и не замечаем , не чувствуем , не ощущаем . Меняется мир , меняемся мы сами , меняются все , кто нас окружает и всё , что нас окружает ...

В этот вторник я посмотрел спектакль "Сны Гамлета " по произведению Нины Мазур второй раз : в прошлом году я имел честь быть на премьере этого спектакля и уже писал отзыв на эту работу .
Второй просмотр , спустя год после премьерного показа , пробудил во мне желание написать ещё один отзыв . Почему ? Да , всё , на самом деле , объяснимо довольно-таки легко и просто ...

Во - первых , я убедился в той мысли , что театр - живой организм и каждый спектакль уникален , ибо он существует только "здесь и сейчас " , а попытки запечатлеть происходящее сродни попыткам выразить невыразимое . Они подобны желанию положить в карман солнечного зайчика или удержать снежинку на ладони . Спектакль , который я смотрел во вторник , - это уже какой - то другой спектакль . Иной .

В чем же эта инаковость ?

Поменялись акценты , возможно в моем восприятии , возможно в игре актёра , ведь оба мы развиваемся , растём , меняемся , движемся , как и сама жизнь . Появились некие новые акценты , которых раньше не было или которых я раньше не замечал в силу каких - то неведомых мне причин . 
И если год назад меня очень поразила интерпретация известного всем интеллигентным людям вопроса : " Быть или не быть ? "- " Быть как все или не быть как все ? " , то в этот раз меня просто покорила мысль , которую озвучивает Гамлет ,- 
" Предательство к добру не ведёт "!

Эта мысль рождает множество вопросов : о каком предательстве идёт речь ? кто и как кого предаёт ? каким образом это предательство осуществляется ? идет ли речь о предательстве Розенкранца и Гильденстерна , которые с молчаливого согласия готовы отправить своего друга Гамлета на верную гибель ? Или речь идёт о том , что , решив быть как все и отомстить Клавдию за убийство отца , Гамлет предаёт самого себя , идёт против своей сущности ? Или это тот факт , что Гертруда фактически сразу же после смерти своего супруга -короля Дании -выходит замуж во второй раз ? Или это любовь Офелии к Гамлету - убийце Полония ( ее отца ) ? 
Да - да . Разве это не предательство ? 
Офелия - любящая дочь , которая чувствует вину , осознавая , что после гибели отца ее любовь к Гамлету становится запретной и даже преступной . 
Не поэтому ли она сходит с ума и оказывается на берегу реки , хотя и боялась воды с детства , как утверждает страдающий принц датский , который знал о её волнениях и страхах и был дружен с ней ?

Во - вторых , я поймал себя на мысли , что хотел бы иметь у себя текст пьесы , которая полифонична , многопланова , которая обращена ко зрителю и читателю , имеющему определённый уровень культуры , ибо содержит в себе множество реминисценций .

В - третьих , спектакль в очередной раз заставил меня убедиться в том , что ничего не берётся из ниоткуда и не уходит вникуда , что за все всегда приходится расплачиваться. А какова цена - неизвестно . Неизвестно до тех пор , пока не будет сделан выбор . Пока не решишь : быть или не быть . Только после этого выбора ты узнаешь цену . Но опять - таки узнаешь её не сразу , а по прошествии какого - то промежутка времени .
Потом тебе может казаться , что выбор был сделан неправильно и что ничего в жизни тебе больше не остаётся , кроме множества рюмок , наполненных пьянящей и дурманящей сознание жидкостью , кроме страданий и боли , кроме снов - кошмаров , которые повторяются каждую ночь . Но кто знает , чем бы закончилась твоя история , если бы тогда ты сделал совершенно другой выбор и , решив " не быть как все ", отпустил ситуацию , смирился с потерей отца и отказался от мести ?!

Все уже решено ! Все уже совершено ! А история не терпит сослагательного наклонения ! Все произошло именно так , как произошло и никак иначе - так что смотри один и тот же сон каждую ночь . Сон повторяющийся и повторяющий каждую мелочь . Пей горькую и страдай ! Такова расплата за предательство , которое " к добру не ведёт "!

Но парадокс в том , что ты оказался в такой ситуации , что , какой бы выбор не был тобою сделан , ты в любом случае кого - то или что - то предашь . Предашь , сам того не желая ! О ,бедный страдающий Гамлет! Гамлет , обречённый мучать и мучиться !

И вновь аплодисменты ! И желание встать и крикнуть " Браво!" Сдерживаю его - как на меня посмотрит публика ?! А сердце стучит и колотится ! Кровь пульсирует по венам ! "Быть как все или не быть как все"? 
Я сижу и аплодирую громко , отбивая ладони , но встать не решаюсь - пугаюсь непонимающих взглядов тех , кто сидел и смотрел , но , возможно , не понял многое ! Не каждый владимирец способен прочесть и понять этот " новый" сценический язык ! К сожалению , не каждый ! Я предаю себя ! А " предательство к добру не ведёт " и я пишу этот отзыв ! Для оправдания ли ? Для прощения ли ? Для себя ли ? Или для других?
" Браво!"Пишу я сегодня!

Браво , Нина Мазур , написавшая сложную психологическую драму ! Браво , Линас Мариюс Зайкаускас , поставивший эту монодраму ! Браво , Александр Аладышев ! " Боль и ушиб"! Гамлет , чья вселенная включает в себя целый мир - Мир страданий и рефлексии ! Ибо ад внутри нас ...

Спектакль обрёл огранку подобно алмазу , превращенному в бриллиант , искрящийся всеми своими гранями ! И , сколько снов ещё увидит принц датский , известно только создателю ...

 
 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяев.

Купить билеты ➤
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech