.Фото: Екатерина Дронова
 

Подготовка к последней в уходящем 169-м театральном сезоне премьере «Мастер и Маргарита» оказалась непростой. Корреспондент «КП-Владимир» узнал мистические подробности закулисья владимирского театра драмы накануне премьеры «Мастер и Маргарита».

Температура, кошки и вороны

 

«Мастера и Маргариту» во владимирском театре драмы ставят впервые. И впервые премьера идет два дня. Режиссер Владимир Кузнецов, уже поставивший спектакли по двум произведениям любимого Булгакова – «Собачье сердце» и «Морфий» - назвал свое новое творение «мистической дилогией». 6 июня зрители увидели спектакль «Мастер». Если бы не финальный монолог Маргариты, обуреваемой желанием помочь любимому «в следующей серии», постановка была бы законченной. Логично, что 7 июня «вышло продолжение» под названием «Маргарита». К слову, на одного Мастера, которого играет Анатолий Шалухин, в театре нашлось сразу две Маргариты. Режиссер уверен, было бы несправедливо отдать эту роль – эталон женственности – только одной актрисе. В итоге Маргаритами стали Наталья Демидова и Валерия Емельянова. В дни премьеры на сцену выходила Лера. Признается, в школе «Мастера и Маргариту» не осилила. Показалось сложно и страшно. Теперь, когда прочитала роман, готовясь к роли, влюбилась и в героиню, и в Булгакова. В роль вживалась так страстно, что похудела на 11 килограммов. А иногда случалось совсем необъяснимое.

- Была ситуация, когда я сходила попросить благословения на роль и через два часа меня сразила температура 40, - рассказывает Валерия Емельянова. - Я на сутки выпала из репетиционного процесса, у меня физически не было сил прийти в театр. Но я не связываю это с материалом, над которым работала. Наверное, я просто заболела.

Мистика не покидала и режиссера Владимира Кузнецова. Написав дома сценарий, он пришел в театр, чтобы распечатать текст. В этот момент все театральные принтеры одновременно вышли из строя. Когда сценарий все-таки удалось распечатать, текст был настолько бледный, что прочитать его было невозможно.

- Сны снились такие, что «мама не горюй», - вспоминает режиссер спектакля Владимир Кузнецов. – На репетициях пропадал текст. Ко мне в окно залетали вороны, возле автомобиля поджидали черные коты.

А вот исполнитель роли черного кота Бегемота Виктор Мотызлевский в мистику не верит и во время работы над спектаклем ничего сверхъестественного не припомнит. Играть представителя нечистой силы не боится, тем более, как считает актер, свита Воланда – это «милый квартет», положительные герои, которые наказывают людей за алчность, безбожие, глупость. А входить в роль кота помогал… кот.

- У меня дома живет черный кот Тимошка, -рассказывает исполнитель роли кота Бегемота Виктор Мотызлевский. -Я его специально «раздраконивал», чтобы он носился, хулиганил, и наблюдал за ним, пытался копировать его пластику.

Главный герой спектакля - Роман

Владимир Лаптев не сомневался, что когда-нибудь сыграет Воланда. В его актерском багаже уже есть похожие роли. К своему герою артист относится хорошо и врагом рода человеческого его уж точно не считает.

-Воланд – старый, уставший, пришедший «с инспекцией», - говорит заслуженный актер Эстонии, исполнитель роли Воланда Владимир Лаптев. - Он не злой, спокойный, выдержанный. Это нечто в облике человека, который является «оттуда», чтобы уточнить, есть ли у человечества внутренний прогресс. Внешне люди меняются, а вот меняются ли они внутренне?

Как выяснилось, не меняются. Вот они кричат «Распни!» много веков назад. А вот устраивают травлю писателя в современной Москве. Тогда ради чего Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, принял мученическую смерть на кресте? Ответа нет. По словам режиссера, события в Москве и Ершалаиме – это система координат, без которой нет того измерения, в котором происходит действие романа. Само произведение многослойное, хватит не на один спектакль.

 

-Уже на последних репетициях я понял, что главный герой постановки – роман о Понтии Пилате, который пишет Мастер, - говорит режиссер Владимир Кузнецов. -Роман – это то, что остается после смерти творца. Мастер простой человек, он смертен. Не зря роман возвращается из пепла, когда князь Тьмы возрождает сожженное произведение. «Мастер и Маргарита» - прекрасная почва для фантазии и творчества. Если бы у меня была возможность поставить роман еще раз, это был бы совершенно другой спектакль.

Все сюжетные линии не удалось уместить даже в двух спектаклях. От некоторых, «не основных» по мнению режиссера, пришлось отказаться. Перегружать постановку смыслом нельзя. В зале аншлаг. Билеты раскуплены задолго до премьеры, опоздавшие с нетерпением ждут нового театрального сезона. А почитатель Булгакова Владимир Кузнецов уже думает о будущих постановках по мотивам произведений любимого автора: «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Бег». Перо ждёт.

КСТАТИ

7 июня, сразу после окончания премьеры, в театре назвали лучших актера и актрису этого сезона по мнению зрителей. Ими стали Андрей Щербинин и Анна Лузгина. Лучшая постановка сезона - «Раковый корпус», режиссер Владимир Кузнецов.


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяев.

Купить билеты ➤
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech