Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

Спектакль «Язычники», без сомнения, идейно и художественно выбивается из строя программы фестиваля и вносит в неё экспериментальный, новаторский дух. На сцене 8 стульев: в первом акте занято лишь пять из них, далее будут заняты все. Никакой сценографии и лишних предметов на сцене: только стулья в ряд, стоящие в одной линии на авансцене да скупые вещи некоторых героев, их характерные атрибуты (флейта Олега – его музыкальный инструмент, в котором воплощена мечта о музыке; пасхальное яйцо мамы Олега – фанатично-религиозной старушки; африканская маска – трофей дяди Боцмана). Весь спектакль актеры сидят на стульях, закрыв глаза, не двигаясь с места, не жестикулируя, фронтально произнося текст. Только в конце герои, и то не все, «решатся» встать с места и открыть глаза. Стоит сразу обозначить, что текст пьесы выведен режиссёром как плоть спектакля.

IMG_6921

Тонкая, филигранная работа с интонациями, с фонетикой текста постепенно, интеллигентно захватывает зрительское внимание, фокусируя его на главном: на жизни внутри текста, на его движении. А там уже и на смыслах, и на дискуссии, вырастающей из частного в общее: от идейных и личных конфликтов одной семьи до общечеловеческой мировоззренческой полемики о вере в Высшее и подмене её ценности; говорит о некрасивой стороне русской ментальности, когда человек, ищущий ответ на фундаментальный вопрос о смысле жизни, о том, что есть проводник этой жизни, одновременно с тем, подминает для своего удобного использования веру, Бога, чтобы уйти от бытовых накопленных проблем. По пьесе, если конкретнее, - не нести ответственности за несчастье ребенка, (речь идёт о девочке Кристине, родители которой ничего не знают о её жизни, но думают, что делают все возможное, чтобы она была счастлива). 

Проблематика самой пьесы неоднородна, она то разрастается до философских масштабов, схватывая что-то очень точное современному взгляду на жизнь, то схлопывается в морализаторство и словесную абстракцию ради сентимента. Это пограничное состояние текста, на скромный авторский взгляд, решено режиссёром Йонасом Вайткусом в высокой степени осторожно, если не преодолено. Не возникает ощущения, что посыл спектакля сводится к одной единственной правильной позиции в отношении такого щепетильного вопроса как человеческая экзистенция, как Высший Дух. Остаётся приятное послевкусие от предложенной спектаклем дискуссии: дискуссии, в которой нет правильного решения, но есть живой нерв.

 

Валентина Окунькова

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤