Аван-премьера нового спектакля Владимирского театра драмы «Анна Каренина», который после доработки покажут только в следующем сезоне, всколыхнула зрителей впечатляющей музыкой и провокационной пластикой.

anna_1

Сюжетные перипетии романа Толстого, который и при жизни классика вызывал жаркие споры, в сценической версии есть риск свести до синопсиса: «влюбилась-изменила мужу-бросила сына-не нашла счастья-бросилась под поезд». Инсценировка романа, где очень мало диалогов и в изобилии рассуждений автора, а действие растянуто на пять, или около того, лет, задача сложная, а может, и неодолимая. Осознавал ли это режиссер Владимирского областного академического театра драмы Владимир Кузнецов, когда задумывал постановку?

Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского областного академического театра драмы: 

«Я вообще не ставлю пьес. Мне интереснее проза. О спектакле труппе было заявлено в прошлом году. Но Толстого задумывал ставить давно, года три или два назад. Для меня, как и для многих, Лев Николаевич начался со школы. Первый роман «Война и мир», помню, потряс меня. Тогда война, мир, весь этот историзм волновали меньше всего. Любовь, романтизм, Наташа Ростова, Андрей Болонский, Пьер Безухов. Все те страницы, где описывается как Наташа мечется, когда Болконский дал ей год на испытание, а она не выдерживает его и отдается Анатолю Куракину. Или перипетии Пьера очень волнуют в юном возрасте. Именно этот романтический посыл Льва Николаевича. В те годы мой школьный интерес не толкнул меня добраться до «Анны Карениной». А это такая солидная книжечка в тысячу страниц, 8 частей. Как и до «Воскресения». Но когда учился в институте на актерском курсе у Николая Анатольевича Горохова, решил для себя эти две важных галочки поставить, прочитав обе книги.

Когда пришел момент ставить спектакль, зная сюжет, представляя героев, все же решил вновь перечитать роман. И вот я открыл книгу, и обалдел. Читал взахлеб. Я получил такое удовольствие от Толстого, от его слога, его любви к человеку, от его знания русской души, женской души. Книга – настоящая энциклопедия жизни женщины, ее чувств, переживаний. Откуда он знал все то о внутренних переживаниях женщины, что передал в диалогах Кити и Долли, Анны и Долли. Видимо, гений знает все. Возможно, жена Толстого Софья Андреевна что-то подсказывала, переписывая эти страницы по несколько раз».

 

Kuznetsov

Фото «Ключ-Медиа»

Почему же история «дурной женщины» - это заключение света, точнее теней из столичных салонов времен Льва Николаевича, - уже не одно столетие цепляет читателей по обе стороны света? Почему так придирчиво смотрят зрители киноверсии романа, сравнивая образы различных актрис с толстовскими описаниями?

Уже давно никого не удивишь разводом, да и адьюльтером. Телешоу «про это» давно уже сняли и смяли все покровы. Поколеблены когда-то незыблемые социально-нравственные устои. Чем может быть интересен банальный любовный треугольник, пусть и приведший к трагедии?

Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского областного академического театра драмы:

 «Анна Каренина» - это конечно не роман, в котором женщина изменила своему мужу. Разве сейчас этим удивишь сегодняшнего зрителя? Это роман о любви, о поисках счастья. Ну что, казалось, каждый из нас не знает об Анне Карениной? Даже подростки ответят: она бросилась под поезд. Из-за чего? Из-за чего-то. Из-за любви, ощущения своего греха. Действительно, любой сюжет можно рассказать одними глаголами. Но важно же не действие, существеннее чувство. Не сами события, а что они делают с людьми, как их меняют. Что начинают открывать люди для себя вместе с переживаниями, будут ли вести себя по-другому.

Мы хотели, чтобы получился спектакль о совести. Все герои мучаются. Левин сознается в грехах Кити перед свадьбой. Анна не может врать и, мучаясь, уходит из этого мира чтобы освободить всех. Анна для меня абсолютно положительный персонаж. Для меня стал очевиден факт, что кроме сына ее по-настоящему никто не любил. Трагедия, что мужчины, которых она любила, не выдержали испытания ее любовью - всеобъемлющей, безудержной, страстной».

 Свою сценическую версию сюжета о семьях, похожих в счастье и таких разных в несчастье, режиссер представил в сравнении историй Карениных и Левиных. И это не просто две версии семейной жизни. Из разговора с Владимиром Кузнецовым стало ясно, что это попытка показать неоднозначность личности автора – самого нашего Льва Толстого.

anna_2

Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского областного академического театра драмы:

 «Лев Николаевич зашифровал себя в Анне. Он нигде это открыто не писал, это мое собственное наблюдение. Он знал свой внутренний мир, свою греховность, признавал ее, позднее себя беспощадно критиковал в различных произведениях. Есть много совпадений в его жизни с судьбой Анны. Но совпадения – это язык бога. И к чему они приводят - это мы потом находим, чтобы объяснить автора, а объяснить его невозможно.

Все, что его волновало, он вложил в личность своей героини. Вначале создает колоссальный, безумный, идеальный образ мадонны. Анна – беспорочная, чистая, просто сияет. Дети бегут к ней, все в нее влюбляются. И вот он ввергает ее в эту пучину страсти и начинает исследовать. В этот момент он скорее анализирует себя. И разбираясь в себе, задается вопросом: каким бы он хотел быть. Для этого и ввел в роман Левина, дал ему фамилию, тождественную со своим именем. Это абсолютно идеализированный герой, полу-автобиографичный. Так что роман хоть и светский частный, но во многом он автобиографичен. Как и Толстой, Константин признается в любви Кити, складывая начальные буквы слов признания. Их ответы друг другу, маленькие намеки дают нам полноту понимания человека. Когда даже не нужно слов для понимания - это и есть любовь, это счастье».

anna_3

Даже те, ко не читал роман, но смотрел хотя бы один из фильмов, представляют сюжетную канву. По крайней мере, количество локаций, смены декораций. Москва, Петербург, Европа, балы, скачки, охота. И поезд. Тот, который с первых минут романа вторгается в сюжет, чтобы следовать со всеми, задуманными Толстым остановками, к роковому финалу.

Парадокс, но с поездом в этом спектакле постановщики справились виртуозно. Фактически, Анну раздавили музыка и свет, создавшие полную иллюзию жуткого происшествия.

Музыка композитора Фаустаса Латенаса, лауреата национальной премии Литвы, нередко звучит выразительнее, чем слова актеров. От радостного звука коньков, режущих лед, до леденящего кровь скрежета паровозных тормозов.

 То, что Латенас, плотно занятый сейчас в театре Вахтангова, где работает с Римасом Туминасом, заинтересовался постановкой неизвестного провинциального режиссера, это почти чудо. Фаустас, который был даже некоторое время замминистра культуры Литвы, работает с известными европейскими режиссерами. В портфорлио композитора более 30 фильмов. В России его музыка звучит в спектаклях Юрия Бутусова, Владимира Мирзоева.

Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского областного академического театра драмы:

«Великая случайность и огромное счастье, что Фаустас согласился работать с неизвестным ему молодым режиссером. Это же самый крупный европейский композитор, работающий на театральной карте. Я выслал, ему одну свою инсценировку, он прочитал и дал согласие работать. Приехал, привез своего звукорежиссера. Латенас дал нам не только музыку, а вообще новое звучание спектакля. Никогда такого количество точной музыки я не получал ни от одного композитора. Из этого музыкального материала можно было 13 «Карениных» поставить. Столько вариантов, оттенков, атмосфер, переданных мелодическим языком. Когда появилась музыка, которую мы ждали 2 месяца, актеры стали по-другому играть. У них изменилось выражение глаз, паузы появились другие».

Минималистская сценография Дмитрия Дробышева, похожа, как паззл, из деталей, способных превращаться и в детскую кроватку, и в могильную ограду. Прозрачные кресла перемещаются по сцене, будто сами собой. Остовы странных конструкций, напоминающих вагоны, становятся декорациями сразу нескольких сцен с разными персонажами, которые идут одновременно. Так режиссер пытается передать полифонию толстовского сюжета.

Призрачность и изменчивость света, созданного лауреатом национальной премии «Золотая маска» Сергеем Скорнецким, сплетаясь с точной многоплановой музыкой преображают сценическое пространство.

Лаконичные в своей элегантности костюмы Ольги Никитиной, хоть и не перегружены элементами моды времен Льва Николаевича, удачно иллюстрируют эпоху и раскрывают характеры героев.

anna_4

anna_5

anna_6

Пластическую часть спектакля создавала хореограф Мария Сиукаева. В последние годы во Владимирском областном академическом театре драмы на хореографию делают большие ставки. Возможно, иногда танцевать – лучше, чем говорить, если движения точны, выразительны и гармоничны. Пластика в новом спектакле Владимира Кузнецова иногда на грани фолла. И это не ханжеское мнение старушек-театралок с пуританским воспитанием. Переход «вертикальной» страсти в горизонтальную плоскость, происходящий на наших глазах, два эпизода родов героинь: вначале Анны, а затем и Кити Щербацкой, кажутся иногда перебором. Также как прямолинейное противопоставление «правильных» Левиных и «неправильных» Карениных.

Облик Анны, которую играет Ариадна Брунер, подчеркнуто аристократичен, так же, как и Алексея Каренина в исполнении Анатолия Шелухина. И если многоэтажные оборки в наряде порхающей Кити (актриса Елена Серегина) – в противовес выверенным линиям нарядов Карениной – выглядят забавной репликой, то валенки и косматая шуба – атрибуты Левина – просто нелепы. В голове назойливо начинают крутиться дурацкие строчки из детской присказки: «Когда был Левин маленький, он часто бегал в валенках».

Константин Левин и семья Щербацкий в постановке стали персонажами комическими. Старики Щербацкие, их роли исполнили Татьяна Евдокимова и Владимир Лаптев, как-то давали тому повод. Но Левин, о котором со школьных лет нам говорили, как о прообразе самого автора, оставляет зрителей в недоумении. Молодой актер Денис Чистяков очевидно играет то, что ему предложено. Не сам же он решил в одной из сцен привязать себе пародийную бороду, чтобы потом сорвать ее и утереться, как салфеткой. И уж тем более, выйдя на авансцену с косой, изобразить попытку повешения, зацепив себя за косоворотку. Думается, что косу не наточили. И в театре есть нормы техники безопасности.

Мельпомена признает условности. Но охотники с палками вместо ружей, имитирующие выстрелы ударами тех же дубинок, что заменяют им оружие, это сбивает настрой. Замесить в одной посуде драму и амикошонство – может, это и эксперимент, но на любителя.

Зачем нужны палки вместо ружей, так же не ясно, как и седло Алексея Вронского, которое оказывается в самых неожиданных местах. То на шее наездника, то свисающим с потолка вместо качелей. Ивану Антонову, исполняющему эту сложнейшую роль, такой атрибут вряд ли помогает.

Но больше всех достается Анне, и то, как справляется с ролью Ариадна Брунер, вызывает уважение. Она – центр всего происходящего. Спектакль назван «Анна Каренина. Поиски счастья». Но это, скорее, поиски тайны Анны.

anna_7

Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского областного академического театра драмы:

«Можно целый день говорить о Карениной. Думаю, Анна дана всем как испытание. Она каждого возвращает к чему-то утраченному. Каренина – к христианскому прощению, у него начинает болеть сердце. Оказывается, что он живой, еще не совсем «министерская машина», поступающая не только по правилам. Вронского, холеного представителя «золоченой» молодежи в начале, Анна призывает к ответственности за ребенка, за тот поступок, на который он ее подтолкнул. Выдерживают испытание герои или нет, но это делает их живыми людьми, приводит или уводит от бога. Вселяет в них ощущение, что мы не вершители этого мира, что-то правит нами извне. Вот это «извне» и дается через Анну. Говорить можно бесконечно это неподъемный пласт».

Видимо, и для владимирского зрителя «Анна Каренина» будет своеобразным испытанием. На прочность любви к главному театру Владимирской области, на широту восприятия, на готовность принять сценическую условность, и расшифровать язык символов, которыми насыщена режиссерская версия.

Преподаватель русского языка и литературы Надежда Горпинко:

«Конечно, мне хорошо знаком текст романа. Но у меня не возникло желание искать отступления от него в спектакле. Меня захватило происходящее на сцене. Я погружалась в атмосферу Толстого. И зал, я обратила внимание, сморит, переживая. Очень понравилось, что нет декораций. Пространство сцены меняется, все вращается, не отвлекая от действия, а только усиливая восприятие. Анна, которую я вижу в спектакле, мне близка. Не секрет, что у каждого есть свое виденье героини Толстого. Моя Анна – человек высокой страсти. Она посвящает свою жизнь одной идее: любви как свободе. Она не хочет быть опутанной навязанными обязанностями, ищет свободы, которая в ее случае невозможно. Поэтому выход такой трагический. К тому же Анна, на мой взгляд, одна из самых интеллектуальных героинь русской литературы. Она умна. А ум, как говорит классик, обманывает человека. Анна не может не думать о происходящем. И мысли ее о том, что любовь – это жертва. Понимая это, она приносит самую большую жертву – свою жизнь. Я с интересом смотрела, как этот серьезный материал воплощается на сцене. Что бы нам не замахнуться… Надо повышать планку, дотягиваться до высоких образцов».

 Интерес к сценической версии классики преподавателей литературы понятен. Но на предпремьере, а именно так презентовали первый показ «Анны Карениной» публике, было много молодежи и даже школьники.

Выпускница Елизавета Дергачева уже примерят на себя взрослую, а не книжную жизнь. Говорит, что спектакль смотрела с интересом:

 «Анну Каренину» я читала, поэтому между спектаклем и романом было трудно не проводить параллелей. Мне было интересно, как режиссеру удастся передать масштабность произведения Толстого, для которого основным всегда является сюжет «внутренний», а не «внешний». В этом смысле немного не хватило толстовской глубины, но на то это и непревзойденная классика.

Более полно хотелось увидеть отношения Вронского и Карениной, их поездка в Европу, ссоры, ревность Анны. Без этого трагедия их любви и главной героини неощутима в полной мере. Как и причины поиска смысла жизни Левина.

Что касается Анны Карениной. У меня, конечно, был свой образ героини, и в общем-то он совпал. Также впечатлило то, как выразительно показана связь Карениной с сыном Сережей уже с самого начала спектакля. До мурашек. Интересен эпизод скачек Вронского - как технически они показаны. Когда Анна словно гарцует по кругу. Так, словно бы, обозначено место, которое в жизни Вронского занимает Анна. Такая очевидная параллель между двумя страстями Алексея Кирилловича. Особенно хочется отметить юмористические вставки с отцом и матерью Китти и Долли, очень органично! В целом впечатление приятное, я нисколько не пожалела, что сходила».

anna_8

Спектакль «Анна Каренина. Поиски счастья» Владимирского областного академического театра драмы длится 3 часа 30 минут, для аван-премьеры его немного сократили. К настоящей премьере в новом сезоне, скорее всего в октябре 2019 года, создатели обещают его «огранить». Что из этого выйдет, судить зрителям.

На закрытии 170-го театрального сезона в главном театре Владимирской области подвели итоги голосования за Приз зрительских симпатий, проходившего в течение года.

Лучшим актером по итогам голосования назван Андрей Щербинин, лучшей актрисой - Наталья Демидова. Среди репертуарных спектаклей Владимирского драмтеатра предпочтение было отдано постановке Петра Орлова «Поминальная молитва». Андрей Щербинин, кстати, прекрасно раскрылся в этом спектакле, играя роль Тевье.


Вера Аристова

https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/anna-karenina-kak-ispytanie-glavnyy-teatr-vladimirskoy-oblasti-zakryl-sezon-predpremernoy-postanovko/

 

 

 

 

 

 

 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech