«Сегодня мне грустно», - обреченно признается режиссер Владимирского областного академического театр драмы Владимир Кузнецов. Но почему бывает грустно режиссерам? Они не укладываются в премьерные сроки? Или просто актеры плохо играют? А может в их голову никак не придет идея, как лучше поставить ту или иную сцену? Возможно, однако все это не наш случай - «Я расстаюсь с Толстым».

Сегодня, 5 июня, аван-премьера спектакля по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

anna

Работа над этим спектаклем – трехмесячное путешествие в мир удивительно красивой женщины с незавидно трагичной судьбой, женщины, сломленной обстоятельствами.
«Он думал, что он меня знает. А он знает меня так же мало, как кто бы то ни было на свете знает меня», - так говорила Анна в адрес своего мужа, и самом деле по-настоящему ее знал лишь сам Толстой. Он с невероятной точностью показал смятенную женскую душу, всю палитру ее чувств и попытки найти собственное счастье. Последнее и стало лейтмотивом и жанром нашего спектакля.

Музыка в этом спектакле принадлежит Фаустасу Латенасу - Лауреату Национальной премии Литвы в области литературы и искусства. «Я был во Владимире в 2014 году и подумал, что однажды мне повезет работать в этом театре», - и ведь на самом деле повезло. Музыкальная часть спектакля была на высоте, оно и не удивительно, когда за дело берется профессионал, за плечами которого более 300 спектаклей. Музыка была неотъемлемой частью действия. В трагические моменты она угнетала своей тяжестью, от нее буквально бросало в дрожь, в счастливые - наоборот хотелось расслабиться и внимать легким и слегка игривым аккордам. Основою тему спектакля композитор обозначил как скромный вальс, но, уверяю вас, сам спектакль назвать скромным даже язык не повернется.

«Анна Каренина» - это демонстрация аутентичного для второй половины XIX века быта: дворянская среда Москвы и Петербурга. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь буквально с первой сцены начинаешь понимать, что судьбы героев будто бы связаны единой нитью. Например, причина приезда Анны Аркадьевны в дом брата, и словно нарочно предрекающий события вопрос от Долли: «А ты простила бы?», или же трагичная смерть неизвестного мужчины, попавшего под поезд, как сбывшееся дурное предзнаменование.

Спектакль наполнен буйством всевозможных символичных деталей.
Розы, будто бы полноценные герои, присутствовали чуть ли не в каждой сцене. У них есть своя градация: белые, алые и одна единственная черная. По задумке они символизировали собой послания для персонажей, письма. Однако не нужно глубоко копать, чтобы понять, что это не единственное их предназначение.
Так, белые розы фигурирует на помолвке Китти – они как символ чистоты и невинности. Алую розу преподносит Карениной Вронский, приглашая на тот самый злополучный бал, - символ страсти. Но так же именно алые розы держали  в своих руках герои, находясь вместе с больной Анной Аркадьевной – кровь и смерть.
Ну и, конечно же, черная роза, которая с самого начала тихо ютилась в букете из контрастных белых цветков – порок, искушение.

Вторая самая очевидная, но от того не менее искусная метафора связана со скачками, которыми так увлекался офицер Вронский. У Алексея была любимая и счастливая лошадь Фру-Фру, которую он готовил к императорским скачкам. Их обсуждает вся столица, люди судачат и делают свои ставки. Здесь прослеживается аналогия с самой Карениной, которая идет на поводу у чувств к Вронскому и ради любви преодолевает препятствие за препятствием под пристальным взором общественности, людей, которые с нетерпением ждут, когда же она, наконец, оступится и упадет. И в подтверждение этого в одной из сцен Анна предстает пред нами с прической, которая как раз и именуется как «конских хвост».

Чтобы прочувствовать этот спектакль каждым была проделана огромная индивидуальная работа, от актеров, которые мало того, что перечитывали оригинальных роман, но и ознакомлялись с дополнительной литературой, чтобы лучше понимать психологию человеческого поведения, до режиссера, который при проработке инсценировки отмечал на полях, как гадко и низко ведет себя Каренина,
но после все равно переосмысливал и влюблялся в нее. И подобно ему каждый из нас должен сделать вывод, справедливо ли называть падшей женщину, которая попросту искренне и чисто влюбилась?


Студентка факультета журналистики ВлГУ Надежда Живаева


 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech