В июне 2019 года молодой режиссер Владимирского академического областного театра драмы Владимир Кузнецов представил на общественный просмотр свою попытку войти в мир героев Л.Н. Толстого, чтобы разгадать феномен притягательности вечного сюжета «Анны Карениной».

Выпускник режиссерского факультета РАТИ/ГИТИС (мастерская профессора И. Райхельгауза) В.А. Кузнецов с 2012 года уже поставил более 20 спектаклей во Владимирском театре. Среди них: «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову; «Фома» и «Преступление и наказание» по произведениям Ф.М. Достоевского; «Молодая гвардия» по роману А.А. Фадеева (обладатель приза «Бронзовый витязь» 13-го Международного форума «Золотой витязь»). В декабре 2015 года мэтр русской поэзии Евгений Евтушенко высоко оценил постановку В. Кузнецова «На стыке времен», созданную по его произведениям, а режиссер стал обладателем «Золотого витязя». Другая работа - «Раковый корпус. Сосланные навечно» по произведениям Александра Солженицына - в 2017 году получила приз «Бронзовый витязь».

В 2018 году В. Кузнецов начал подготовку режиссерской экспликации и сценографического решения, пожалуй, самого сложного и трагического романа Толстого. По его признанию, выбор пал на это уникальное литературное произведение из-за восхищения тем, как мастерски Лев Толстой изобразил истории трех русских семей. И как по-разному глубоко и детально он показал три разные развернутые судьбы женщин. Постановщик определил спектакль как сагу о семействах Облонских, Карениных и Левиных, которые находятся в поисках счастья.

Сценографическое решение для всех метафорических предметных воплощений блестяще придумал театральный художник, главный художник Московского театра «Бенефис» Дмитрий Дробышев. Кузнецов уже работал с ним в четырех спектаклях. Минималистическая сценография Дробышева похожа на пазлы, из деталей которых составляются различные конструкции и пространства, даже такие, как каток, ипподром, поезд.

Волшебную роль в спектакле играет музыка. Именно оригинальный саундтрек от известного композитора Фаустаса Латенаса создал атмосферу и любви, и тревоги, и отчаяния, и счастья. В музыке звучит и радостный скрип коньков, и леденящий кровь скрежет паровозных тормозов. А в финале создается полная иллюзия жуткого происшествия, нечто такого, что жестко «раздавило» Анну. То, что Латенас, плотно занятый в Вахтанговском театре, заинтересовался постановкой молодого провинциального режиссера - просто чудо. Композитор придал спектаклю глубокое звучание, даже привез своего звукорежиссера Руслана Кнушевицкого. Когда появилась музыка, актеры стали играть по-другому. У них изменилось выражение глаз, выразительные оттенки получила пластика.

Аван-премьера «Анны Карениной» всколыхнула зрителей впечатляющей, неожиданной, а иногда «провокационной» пластикой, созданной молодым хореографом Марией Сиукаевой, которая ранее работала с артистами в сказке-феерии «Алиса в стране чудес». Динамично и ярко представлены пластические «любовные эпизоды», танец с мишкой, бал. В эпизоде «скачки» соревнуется не Вронский (Иван Антонов), а Анна (Ариадна Брунер) с обществом, где не лошадь, а она мчится по ипподрому и ломает спину - свою судьбу. В этой сцене Анна предстает перед нами с прической «конский хвост». Она словно гарцует по кругу, преодолевая ради любви все препятствия, под пристальными взглядами людей, которые с нетерпением ждут, когда же она, наконец, оступится и упадет.

Световую партитуру к спектаклю создал лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» художник по свету Сергей Скорнецкий. Призрачность и изменчивость света, сплетаясь с точной многоплановой музыкой и пластикой, преображали сценическое пространство на глазах у зрителей.

Режиссерская версия требует от зрителя готовности принять сценическую условность и расшифровать язык символов, которыми наполнен спектакль. Особое место среди них занимают розы: белые и алые. Они символизируют послания персонажей, письма. Белые розы мы видим на помолвке Кити (Елена Серегина) - они символ чистоты и невинности. Алую розу преподносит Карениной Вронский, приглашая на бал, - это символ страсти. А черная роза, которая с самого начала ютилась в букете, - символизирует искушение и порок. Удачно иллюстрируют эпоху и помогают раскрыть характеры героев лаконичные и точные костюмы, созданные молодой художницей Ольгой Никитиной.

Душой спектакля стал актерский ансамбль. Благодаря артистам Владимирского драмтеатра были созданы яркие образы, которые вытеснили собой устоявшиеся стереотипы. Хотя риск был ощутим: историю проигравшей условностям и сгинувшей под поездом любви знает каждый образованный человек, и у каждого есть свои представления, какими «должны» быть - Анна, Вронский, Левин, Кити, Долли, Стива, Каренин...

«Он думал, что он меня знает. А он знает меня так же мало, как кто бы то ни было на свете знает меня», - так говорила Анна о своем муже. Действительно, по-настоящему ее знал лишь сам Лев Толстой. Он с невероятной точностью показал смятенную женскую душу и попытки найти собственное счастье.

Анна в спектакле Кузнецова дана всем как испытание. Она каждого возвращает к чему-то утраченному. Каренина (Анатолий Шалухин) - к христианскому прощению. Оказывается, он тоже живой, еще не совсем «министерская машина», живущая только по правилам. Вронского Анна призывает к ответственности за судьбу ребенка, за свой поступок, на который он ее подтолкнул. Долли успокаивает словами: «Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви». Вдохновенная игра каждого из актеров сделала постановку многослойным, ярким, чувственным и философским произведением театрального искусства о русском человеке, о русской семье и русской душе.

Режиссер и все создатели спектакля искали ответ на вопрос: в чем счастье человека? И вместе с Л.Н. Толстым показали, что, в первую очередь, счастье человека - это счастье семьи. Именно Левин, пройдя через испытания, был награжден самым большим счастьем: он получил в жены свою избранницу Кити Щербацкую, награжден потомством.

С Л.Н. Толстым режиссер поступил очень бережно: никаких новаций в негативном смысле этого слова в его «Анне Карениной» нет. Созданная оригинальная сценическая композиция ведет зрителя в каждую значимую мизансцену точной цитатой, и мы «видим» сразу всю историю и весь ее смысл. С художественной точки зрения режиссер проявляет образцовое уважение к первоисточнику, но обостряет нервный драматизм романа. Диалоги построены с тончайшим интонированием, с подтекстами и с пронзительными душевными реакциями. Драматический сюжет постановки - настоящая симфония глубоких, но, по сути, простых и понятных человеческих чувств.

На Владимирской сцене сыграли спектакль о совести. Анна не может лгать и, мучаясь, уходит из этого мира, чтобы освободить всех. В конце стало очевидно, что, кроме сына Сережи (Савелий Позин), ее по-настоящему никто не любил. Трагедия в том, что мужчины, которых она любила, не выдержали испытания ее любовью - безудержной и страстной.

  

Фото Екатерины СТРОГОВОЙ

Автор: Зиннатуллина Вера

http://strast10.ru/node/5058



 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech