С 14 по 20 апреля 2019 года - в Год театра в России - в первой столице Древней Руси, городе Владимире, прошел первый фестиваль международного театрального фестивального союза «Театр. Территория единения». На форуме были представлены спектакли фестивалей России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Германии. Кроме этого состоялась научно-практическая конференция по теме «Международные театральные фестивали - площадка осмысления», на которой выступили ведущие эксперты в области театрального дела этих стран и почетные гости фестиваля. С большим интересом в ней участвовали студенты, преподаватели, артисты, представители общественности.

Фестиваль был объявлен в сентябре 2018 года во время проведения во Владимире Всероссийского театрального форума «У Золотых ворот», во время которого прошла Учредительная конференция международного театрального фестивального Союза. Его главной целью является расширение международных связей в театральном пространстве стран, которые не так давно были единым целым или осуществляли тесное творческое общение.

Несмотря на то, что у театров, представленных на фестивале, разные модели и способы деятельности, вполне было ощутимо общее желание сотрудничать во имя развития театрального дела. Действительно, в разгар очередного похолодания на международной арене такие встречи приносят огромную пользу: позволяют сохранять давнюю дружбу и взаимное уважение в нашей театральной семье. На Владимирской сцене было представлено много разных режиссерских решений и актерских талантливых работ. Радует, что театры находятся в постоянном поиске имен, стиля, репертуара, музыки, сценографии. В этом поиске и заключается тайна театра и зрительское счастье.

Открыл фестиваль Владимирский академический театр драмы комедией А.Н. Островского «Доходное место». Режиссер-постановщик Дмитрий Астрахан представил особый ироничный стиль в изображении обычных ситуаций, которые люди делают драматическими. Вместе с художником-постановщиком Анатолием Шубиным режиссер по-новому открыл комедийные особенности таланта владимирских артистов в нестареющей классике на сцене одного из старейших театров России, который отметил в 2018 году 170-летний юбилей. История, написанная 160 лет назад, прозвучала необыкновенно живо и актуально, объемно, талантливо и с большим чувством юмора. Все образы получились яркие, выпуклые, сочные, запоминающиеся. В актерском ансамбле был даже задействован милейший шпиц Джеки. Это единственное несовпадение с автором пьесы. В остальном, не меняя текст, не переиначивая Островского, авторы обозначили проблемы, которые понятны зрителю и сегодня.

Кроме классического спектакля Владимирский драмтеатр представил экспериментальную работу - «Поэторию» по произведениям Родиона Щедрина и Андрея Вознесенского. В ней также принимали участие Владимирский губернаторский симфонический оркестр и камерный хор Центра классической музыки. Стихи Вознесенского, в которых воплощены вечные темы - жизнь, смерть, надежда и возрождение - в интерпретации молодых актеров Александра Аладышева и Анны Лузгиной прозвучали очень искренне и глубоко. Музыкальный спектакль сопровождался видео и световыми эффектами, стал сильным впечатлением для зрителей и почетных гостей фестиваля.

Владимирский театр драмы удивил еще одним экспериментом, представив необычный моноспектакль «Назову себя...» по мотивам романа швейцарского писателя Макса Фриша, сыгранный в реальной обстановке бара в центре города. Автор инсценировки монодрамы Керен Климовски (Швеция) и режиссер-постановщик Линас Зайкаускас (Литва) представили зрителю психологический эксперимент, на который пошел герой. После аварии он решает пожить слепцом, и тогда перед ним открывается истинная суть тех, с кем он общается. А зрителю дается возможность самому решать - стоит ли наше извечное желание «знать всю правду» того, чтобы лишать счастья себя и своих близких.

Зрители участвуют в развитии сюжета, и все это сопровождается живыми и уместными по действию джазовыми композициями музыкальной группы. В результате, моноспектакль стал образцом досуга с глубинными смыслами, когда у зрителя возникает потребность уловить каждое слово и каждый жест актера. В этом и заключается тайна театра, что высоко оценили эксперты.

Международную страницу фестиваля открыл театр «Амазгаин» имени Соса Саркисяна» (Армения), который показал комедию-буфф Даниила Хармса «Лю Беф» и моноспектакль «Обыкновенный день» по произведению Дарио Фо. Этот коллектив представлял международный театральный фестиваль «ARMMOHO». Спектакли отличались неординарностью сюжетов и режиссерских подходов к изображению человеческих судеб. Владимирский зритель, увидев «театр абсурда», тепло принимал гостей. Действительно, артисты талантливо и ярко показали, что все в «бешеном ритме» жизни подчиняется вечному Закону Любви.

Из Киргизии на фестиваль приехал Бишкекский городской драматический театр имени А. Умуралиева с трагифарсом «Сфорцандо» Ж. Ануя. Коллектив представил международный фестиваль малых форм «IMPULS». Режиссер-постановщик Татьяна Захарова своеобразно рассмотрела события послевоенного времени через истории жизни музыкантов, выступающих в маленьком курортном месте. Актерам удалось донести до зрителя идею спектакля, заложенную в названии - музыкальном термине, означающем усиление звука, напряжение сил для преодоления трагедии в жизни. Артисты впервые исполняли эту пьесу на русском языке.

Из Республики Казахстан на фестиваль прибыл Государственный академический русский театр имени Максима Горького с драмой «Язычники» А. Яблонской и моноспектаклем «Наедине с А.С. Пушкиным». История этого театра насчитывает 118 лет, в 2016 году горьковцам была вручена благодарность Президента РФ В.В. Путина «за вклад в развитие и популяризацию русской культуры». Незабываемое впечатление произвело выступление народного артиста республики Сергея Матвеева, в котором доверительно и тонко прозвучал диалог великого гения со зрителем. Актер не просто исполнил любимые произведения А.С. Пушкина, но и открыл «своего» Поэта - возвышенного и трагичного, безудержного и робкого, трогательного и рокового. В моноспектакле гармонично звучала музыка из произведений П.И Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Г. Свиридова, Р. Вагнера, И.С. Баха.

Удивила зрителей и экспертов статичная и вызвавшая неприятные эмоции форма спектакля «Язычники» по пьесе молодого драматурга Анны Яблонской, которая в 2011 году погибла в аэропорту Домодедово во время теракта. Все актеры работали с закрытыми глазами, сидя на стульях. Минимум декораций и движений, почти документальная точность (даже употребление ненормативной лексики) в изображении современного быта и взаимоотношений между людьми. Режиссер и артисты вслед за автором пытались разобраться, есть ли в душе нашего современника хоть что-то святое?

Международный фестиваль «Молдфест» (Молдавия) представил Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз», исполнивший трагикомедию болгарского писателя Станислава Стратиева «Автобус». Сюжет разворачивается в «настоящем автобусе», в котором едут по своим делам пассажиры. Однако, выясняется, что и водитель едет по делам, но совсем не по указанному маршруту. Это обстоятельство ссорит людей, проявляет в них эгоизм и недостаток сострадания. Талантливая игра актеров сделала спектакль ироничным, метафоричным и поучительным.

Особую страницу фестиваля вписал актер из Германии Алексей Борис, представивший работу Международного фестиваля камерных спектаклей «MOST». Сюжет Марка Равенхилла «Продукт» пробуждает в памяти зрителей многочисленные образы-клише, которые изображает во всех подробностях кинопродюсер в исполнении Бориса.

Завершал фестивальную эстафету Брестский академический театр имени Ленинского комсомола Республики Беларусь, который представил Международный фестиваль театрального искусства «Белая Вежа». Режиссер Егор Равинский перенес действие пьесы А.Н. Островского «Невольницы» во вторую половину ХХ века. Героиня - молодая жена богатого пожилого бизнесмена - встречает в родном городе первую любовь, и былые чувства вспыхивают с новой силой. Однако служебная карьера для молодого человека оказывается важнее нежных чувств. В итоге все действующие лица, кроме слуг, вместо любовных похождений идут играть в карты.

Эксперты и зрители отметили символичность того, что «открывал» и «закрывал» первый фестиваль Александр Островский, чьи пьесы сохраняют законы театрального искусства, которые не в силах отменить никакие новации и эксперименты. Следует подчеркнуть, что прошедший фестивальный стартап искал свой стиль и свое лицо. Многие подходы и начинания рождались прямо по «ходу пьесы». Так родилась идея объявить 20 апреля Международным днем театрального селфи, то есть сделать фото на фоне любого театра и разместить его в социальных сетях под девизом «Пусть театра в нашей жизни будет много!»

В этот день царило особое настроение, такое же, как весенний солнечный свет, который был с нами весь фестиваль. И следующая встреча на «территории единения» обязательно состоится в 2021 году.

Первый фестиваль международного театрального фестивального союза стал настоящей территорией единения, помог участникам и зрителям лучше слышать и понимать друг друга, способствовал укреплению творческих связей театральных сообществ разных стран, что, в конечном счете, всегда оказывает самое благотворное влияние на отношения между государствами.

              

               

             

Автор: Зиннатуллина Вера

http://strast10.ru/node/4992



 

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech