Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" пообщался с актерами Владимирского академического театра драмы, нашедшими своих зрителей на самоизоляции.

Несмотря на то что их храм Мельпомены закрыт, а труппа сидит по домам, ведущие артисты Владимирского академического театра драмы Валерия Емельянова и Александр Аладышев дают премьеры дважды в неделю. Каждые понедельник и пятницу в 16:00 они выкладывают в YouTube новую серию онлайн-версии лирической драмы "Варшавская мелодия" по пьесе Леонида Зорина. Постановку записывают, общаясь через сервис конференц-связи и осваивая навыки монтажа. Эксперимент на острие сцены и кино стал спасением от уныния и неопределенности — как долго продлится самоизоляция, не знает никто. Как работа над пьесой позволяет оставаться в форме и открывает дорогу к новым навыкам, авторы необычной идеи рассказали корреспонденту портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС.

Сыграть поцелуй на расстоянии

"Наверное, когда закончится эпидемия коронавируса, у нас будет возможность это все осмыслить, написать статьи, книги и понять, что с нами происходило. А пока мы можем только удивляться и работать", — размышляет Валерия. Несколько лет назад она защитила кандидатскую диссертацию по философии.

Без участия Валерии Емельяновой и Александра Аладышева во Владимирской драме не обходится практически ни одна премьера. Это актеры, на которых ходят и которых любят. В конце марта в театре должны были представить две новые постановки, Валерия и вовсе репетировала моноспектакль. Теперь увидеть эти работы зрители смогут только после отмены самоизоляции. Впрочем, актеры пробыли затворниками недолго и начали выходить в интернет.


Александр Аладышев
Личный архив Александра Аладышева

"Нас отправили на самоизоляцию, и практически сразу Саша выпустил в прямом эфире детскую сказку на ночь, и все коллеги встрепенулись, что надо что-то делать. Я вспомнила о мировом опыте читки пьес, когда с листа читаются произведения, и предложила Саше читать эту пьесу. Мы выбирали между "Варшавской мелодией" Зорина и произведением Радзинского "104 страницы про любовь". Но буквально на следующий день, 31 марта, умер Леонид Зорин. Так мы и остановили свой выбор и посвятили ему эту постановку", — говорит Валерия. 

"Варшавская мелодия" сегодня есть в репертуаре многих столичных театров. Это любовная история советского гражданина Виктора и полячки Гелены, которые в студенчестве познакомились в Москве в 1946 году, однако обстоятельства не позволили им быть вместе. Уже после первой репетиции-читки актеры поняли, что в процесс хочется добавить больше творчества и театральных приемов, начали в шутку играть перед камерой, изменяя крупность планов, и решили создать онлайн-спектакль.

"Пьеса разбилась на логичные эпизоды, над которыми мы потихоньку работаем. И вроде бы зашло. Зрителям нравится, нам самим нравится. Плюс мы остаемся в профессиональной форме, потому что репетируем каждый день по два-три часа полноценно. Когда понимаем, что готовы записывать, пишем. Один из последних эпизодов мы писали часов пять. Там и технические сложности, и актерски нам было трудно. Там случился первый поцелуй, тоже надо было его придумать. Там есть губы Саши и мои губы, и затем ощущение моих губ, как будто Саша к ним прикоснулся. Эта мизансцена родилась в процессе импровизации", — рассказывает Валерия. Первый поцелуй в Zoom действительно получился очень выразительным.

Александра Аладышева во Владимирском театре можно назвать главным экспериментатором — моноспектакль "Назову себя…" с живой музыкой он играет в одном из владимирских баров, а несколько лет назад актер участвовал в моноспектакле "Сны Гамлета" — режиссер Линас Зайкаускас выступил с неожиданной идеей перевести общение Гамлета и Офелии в Skype.

"Здесь использование конференц-связи — это не режиссерский ход, это форма спектакля. И я даже не знаю, как все это оценивать. Это уже не театр, где есть контакт со зрителем, но и не кино, где можно переснять дубли: если нет такой технической необходимости, мы пишем эпизоды целиком", — говорит Александр.

Напрямую ребята об этом не говорят, но очевидно, что самостоятельная работа над спектаклем дает им возможность открыть в себе режиссерские способности.

"Мы все сами делаем, все титры, музыку сами подбираем. То есть это полностью продукт нашего производства. Здесь нет зрителей, при этом мы должны учитывать, что зритель должен все понимать, когда это увидит. Здесь нет живого контакта, как в театре, но при этом этот формат общения в интернете по видео — это интересно. И актерски это очень интересно — работать на таких тонких моментах, и можно искать там, где даже в театре не всегда это позволительно. То есть у нас сейчас есть руки, лицо. Наши мизансцены ограничиваются прямоугольником экрана или мобильного телефона, где нас будут смотреть. Помимо прочего, из-за того что продукт только наш, мы здесь идем от себя, здесь не кто-то что-то придумал или навязал, а мы полностью сами все делаем согласно своей психофизике и прочему", — признается Александр.

Наивное искусство монтажа

Несмотря на 15-летний профессиональный опыт работы актеров на сцене, в этом проекте их главная цель — добиться простоты и свести театральную манеру игры к минимуму. Здесь нет декораций и костюмов, герои появляются в кадре в наушниках. Александр работает из спальни, сцены на улице пишет на балконе. Валерия передает ему привет с другого конца города в перерывах между шумом от ремонта в соседней квартире. А ведь у нее к тому же дети.

"Здесь очень хочется добиться именно живого разговора, потому что экран или интернет не предполагают какой-то театрализации в плане подачи и прочего. Здесь нужно быть максимально естественным. Это делает процесс еще более увлекательным. Что касается монтажа, я это делаю с точки зрения собственного вкуса. Это как есть в живописи примитивизм, наивное искусство — так я работаю в монтаже по принципу наивного искусства. Сейчас у нас нет возможности купить качественную камеру, мы исходим из возможностей телефона, но, с другой стороны, мы приближены максимально к реальному общению людей сейчас. У людей сейчас в Сети любовь, трагедии происходят. Там жизнь такая, что даже и театру не снилась", — считает Александр, освоивший навыки видеомонтажа за две недели работы над спектаклем. 

"Более того, когда работаем с Сашей над следующем эпизодом и хочется уйти в технику, мы прямо себя останавливаем и друг другу говорим, что не надо уходить в технические вещи. Чтобы оставалось ощущение театра", — добавляет Валерия.

Хронометраж каждой серии — 10–15 минут, ровно столько, чтобы зритель не успел устать или отвлечься на что-то другое в интернете. Пожалуй, отсутствие прямой связи со зрителем — главное, чего сейчас не хватает актерам. Ведь Владимирский театр — из тех, где зал после спектаклей всегда аплодирует стоя.

"Это больная тема, что мы сейчас вынуждены работать вообще без зрителей. Это вообще неправильно. Принцип театра — выходить и работать на зрителя.Я чувствую его дыхание, я слышу, когда он начинает кашлять — значит, ему неинтересно. Это принцип работы театра, это его смысл. Условия жизни нас сейчас заставили сидеть дома и работать в таком формате. И конечно, дай бог, чтобы мы поскорее вернулись к смыслу театрального действа. Но поскольку мы в этих условиях оказались, я убеждена, что не только в сфере театрального творчества, а в любых других сферах сейчас появятся новые форматы, связанные с интернет-ресурсами. От этого никуда не денешься", — говорит Валерия.

Работу в Сети сейчас осваивают и другие актеры Владимирского театра драмы. Еще 24 марта театр открыл сезон онлайн-трансляций.

"Мы выводим наши спектакли в онлайн. Начинали со спектаклей, которые есть в нашем архиве, но сейчас можно увидеть наши спектакли, которые есть в текущем репертуаре театра. В театре у нас 660 мест, а теперь спектакли смотрят от 3,5 тыс. до 7 тыс. зрителей, так что наша аудитория значительно выросла. Онлайн нас привлекает еще и тем, что нас смотрят зрители со всего света — из Германии, Бразилии, с Филиппин, из тех стран и городов, где вживую увидеть наши спектакли люди смогут еще очень нескоро", — рассказала пресс-атташе театра Светлана Игнатова.

Кроме того, актеры театра начали записывать и выкладывать в интернет ролики и клипы со стихами владимирских авторов, а также на военную тему. Готовятся и другие онлайн-проекты.

"Сейчас мне начали писать, предлагать участвовать в читках, других онлайн-проектах. Сейчас это будет развиваться. Приятно, что мы были одними из первых", — признается Александр Аладышев.

Что дает карантин

Тем, кто не склонен к занятиям творчеством, ребята советуют сейчас побольше читать и смотреть. Сейчас для этого появилось много бесплатных возможностей.

"У меня расписан день. Сейчас еще скоро песню буду выпускать. Встаешь, завтракаешь. Потом занятия английским. Потом встреча или репетиция, потом обед, потом тренировка, поработать — и так расписан день. Что-то посмотреть, потому что сейчас столько можно посмотреть, лучшие театры мира, не пользоваться этим нельзя. И вот каждый день живешь. Если сбиваешься с графика, кажется, что ты в каком-то коллапсе, действительно в изоляции. Именно в такой ситуации важно не сбиваться с графика, придерживаться дисциплины критически важно. Это сейчас спасение", — рекомендует Александр.

Валерия также считает, что сейчас отличный период, чтобы заняться саморазвитием.


Валерия Емельянова
Владимирский академический театр драмы

"Сначала была просто жадность — в Большом "Спящая красавица", Михайловский театр показывает оперы, потом шекспировский театр "Глобус". Потом я поняла, что у меня немножечко головокружение от искусства происходит, и в этот же вечер присылают ссылку на Cirque du Soleil. И мы в таком восторге с семьей посмотрели это. Еще и библиотеки открыли то, что у них было раньше платное. То, что делает портал "Культура.РФ", какие там глубокие беседы, тоже супер. Это время дает нам совершенно другие вещи, которые время до эпидемии коронавируса не давало, или за это надо было платить, или на это не хватало времени", — говорит Валерия.

Впереди у владимирской "Варшавской мелодии" еще несколько серий. Когда проект завершится и, скорее всего, продлится самоизоляция, ребята займутся новой постановкой — о жизни театра в блокадном Ленинграде.

Анна Устинова (Владимир)

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/strasti-onlajn-vladimirskie-aktery-v-samoizolacii-stavat-teatralnyj-serial-o-lubvi

 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤