Берег реки Каменка, вечер пятницы. На траве — сцена и ряды стульев. Вот так, минималистично, но атмосферно выглядит зрительный зал для «Летних театральных вечеров в Суздале». Напомним: драмтеатр начал гастроли, так как родная сцена сейчас выведена из строя.
Час до спектакля. Актеры приступают к переодеванию в костюмы. Делать это приходится в легких палатках, наподобие тех, в которых располагаются торговцы сувенирами, — «фасадная» часть ничем не закрывается.
«И фургончик в поле чистом — это наш привычный дом. Да, шутим. А что у нас останется, если не станет сил на юмор?» — Юрий Круценко перед маленьким зеркальцем перевоплощается в Юрия Долгорукого.
А параллельно князь подтрунивает над неустроенностью «гастрольного» быта и вспоминает, где еще было тяжко. Но это сейчас не самое главное, да и не пугают актеров условия и условности «выездного» спектакля.
«„Андрея Боголюбского“ мы играли в Вологде, на территории кремля. Спектакль отлично вписался в ту атмосферу исторического места. И даже проливной дождь не помешал! Пожалуй, таких эмоций, как тогда, я больше не испытывала. Но и сегодняшнего выхода на сцену мы ждали как никогда. Сначала пандемия, потом наша трагедия — очень долго пришлось ждать встречи. Театр жив, только когда за игрой наблюдают зрители, есть контакт. Сложно было обходиться без этой связи целых три месяца. А сейчас перед долгожданным выходом на сцену я волнуюсь, словно вчерашняя выпускница театрального училища», — признается Валерия Емельянова, исполнительница роли Улиты (жены Боголюбского).
Народный артист РФ Николай Горохов вспоминает вместе со всеми парижские гастроли. Но настроен спокойнее и несколько философично:
«Сегодня мы играем именно на той земле, где все происходило в действительности. Вокруг нас живая декорация. Ничего ведь не меняется. Разве что техника, одежда отличаются, но люди те же, и проблемы у них вечные: любовь, ненависть. Этот спектакль современен, потому что смысл тот же: человек в мире, как он себя чувствует? Да и человек ли он вообще? Живет ли он, или существует?»
«Андрей Боголюбский» — особый спектакль для драмтеатра. Его премьера состоялась в 2011 году. И постановка стала визитной карточкой труппы, получившей немало престижных наград. На какой бы сцене его ни ставили, надо сделать не хуже, чем на «родной». Один из сложнейших нюансов подготовки — техника и декорации. Максим Балашов, заведующий художественно-постановочной частью, рассказал, как проходила адаптация к новой, суздальской, сцене. Только монтажные работы заняли порядка 4-5 часов, а отладка и «обкатка» шли чуть ли не до «третьего звонка».
«Понятно, что техническое оснащение выездного спектакля под открытым небом будет отличаться от того, что применялось в стенах театра. Мы пытаемся здесь минимальными усилиями воплотить изначальный художественный замысел. Понятно, что размеры площадки меньше, поэтому объемы декораций сокращаются, нет подъемно-опускных механизмов, поэтому нет прекрасного собора, который видели зрители в театре. Но атмосфера все же сохранится».
Конечно, все разговоры о будущем здания на Театральной площади. Алиса Бирюкова, директор департамента культуры, приехала в Суздаль, чтобы увидеть «Андрея Боголюбского». Но и рассказать о грядущем восстановлении драмтеатра не отказалась:
«Ждем результатов экспертизы и решаем, какой проект делать: реконструкции или капремонта здания. Процесс это не быстрый, да и спешить нельзя. Но уже ясно, что театр вернется усовершенствованным. Например, звуковая система была ровесницей здания, ее модернизируем».
Так что новый театральный сезон начался с надежды на хэппи-энд. Все вырученные за счет суздальских спектаклей средства пойдут на ремонт владимирского театра. Будут и другие площадки для постановок. Родная сцена — феникс, вернется к актерам и зрителям обновленной и эволюционировавшей.