«Рождённая у моря», она навсегда осталась в памяти людей как символ свободы, любви, и естественности.
Она - «бренная пена морская», она - чистая энергия и свободное движение, она - вечный поиск и постоянный эксперимент.
Она - «воздух» и «полёт».
Она - «волны» и «ветер».
Она «серебрится» и «сверкает», зовёт за собой в магический мир танца и любви.
Её имя Айседора, и оно осталось жить в веках...
   Моноспектакль «Айседора. Рождённая у моря» по мотивам пьесы З.Сигалова «Три жизни Айседоры Дункан» и книги А.Дункан «Исповедь» режиссёра-постановщика Марии Большаковой, уже известной владимирскому зрителю по пластическому спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда», поражает своей эстетикой и красотой.
   И если говорить о главном впечатлении, полученном мной от этой работы, то, пожалуй, это будет слово «удовольствие»!
Да-да! Я получил огромное удовольствие, когда смотрел данную постановку, ибо всё для меня в ней сложилось очень гармонично, соединилось в одну невероятно прекрасную, но драматическую историю, поданную филигранно, тонко и настолько красиво, что порою захватывало дух.
Форма спектакля, как мне кажется, была отчасти подсказана самой книгой Айседоры, получившей название «Исповедь»: под шум моря изредка «перебиваемый» звуками печатной машинки будет вести свою «исповедь» невероятно прекрасная, порою сильная, а порою очень хрупкая и ранимая Айседора, роль которой исполняет Валерия Емельянова.
   Хочется особо сказать о том, как работает в этом спектакле любимая многими владимирскими зрителями актриса: ею найдена тонкая внутренняя грань, которая позволила соединить слово, жест, движение, танец в невероятной органике.
Создавалось такое ощущение, что одно «вытекало» из другого: иногда слова рождались из жеста, а иногда жест порождало слово, из движения рождался танец и танец вдруг превращался в движение.

dunkan_1_03.jpg - 179.00 kB
Интересно было наблюдать за деталями: лицо,щиколотка, ступня, кисть, запястье.
И пространство малой сцены позволяло всё увидеть и запечатлеть.
Босоногая и свободная, её Айседора - женщина, страстно любящая жизнь!
Она рассказывает историю своего детства и своей юности периодически наполняя свой бокал игристым!
Она - праздник, она - феерия, она - радость!
   В полупрозрачном греческом хитоне, Айседора Валерии Емельяновой чем-то напомнила мне прекрасную Афродиту - древнегреческую богиню Любви и Красоты, которая «вышла из пены морской», чтобы очаровывать и соблазнять, чтобы дарить этому миру свою совершенную красоту...
Любителям танца известен тот факт, что великая русская балерина Анна Павлова, обладающая невероятным талантом создавать художественные образы, довольно скептично высказывалась о творчестве Айседоры пока сама лично не увидела её танец.
Танец Айседоры буквально заворожил Павлову, которая отметила некий магнетизм Айседоры и её харизму.
Начало.
История про голубые занавески...
   Голубые занавески становятся в контексте спектакля своеобразным символом мечты и стремлений танцовщицы. Этот образ родился в её сознании очень и очень давно, тогда, когда она была ещё совсем маленькой девочкой.
И этот образ-символ она пронесёт через всю свою жизнь...
Не могу не сказать несколько слов и о сценографии спектакля «Айседора. Рождённая у моря».
Все здесь на своём месте, и всё создаёт этот невероятно прекрасный мир грёз и порывов, мир вдохновения и любви.
На сцене вещи, ставшие знаковыми: голубые занавески, печатная машинка, чемоданы, макет автомобиля, шляпки и наряды, танцевальные туфли и сапожки, швейная машинка и бутылка шампанского.
   Из этих образов символов и складывается судьба необыкновенной женщины, посвятившей себя искусству танца, женщины, которая мечтала любить и быть любимой!
   Мы присутствуем при рождении магии, видим как сценический свет делает предметы немного иными, преображает их, родная иллюзию реальности и одновременно какой-то мистической тайны...
Хочется особо отметить и работу художника-постановщика Ирины Зайцевой, создавшей для Валерии изумительные головные уборы, которые во истину, можно считать настоящими шедеврами!
Расшитые вручную, они уже сами по себе представляют художественную ценность, а благодаря умелому обращению с ними талантливой актрисой, они словно живут на сцене своей собственной жизнью, помогая Валерии не только создавать образ, но и делать смысловые акценты.
За время спектакля актриса меняет свой образ несколько раз, это помогают сделать костюмы-трансформеры, когда лёгким и изящным движением одной руки, греческая туника превращается в вечерний наряд, а бархатное роскошной пальто вдруг становится элегантным дорожным макентошем.
Спектакль «Айседора. Рождённая у моря» - это спектакль - превращение, спектакль - мистификация, спектакль о женщине, превратившей свою жизнь в объект искусства.
Она не просто жила, она танцевала жизнь!
«Счастье, где ты? Моя птица, моя фортуна, я готова бежать за тобою — только позови! Падать, подниматься, карабкаться на скалы — лишь ради этого я хочу жить и дышать»... - говорит Айседора с спектакле «Рождённая у моря».
   «Яркая, бурная жизнь - нелёгкое детство, судьбоносные романы, экзотическое творчество, трагические повороты судьбы, всемирная слава и окрашенная в романтические тона гибель гениальной «босоножки», звезды «серебряного века» Айседоры Дункан, воплотилась в изумительно-драматическом моноспектакле одной из обаятельнейших актрис Владимирского академического драматического театра драмы - Валерии Емельяновой», - читаю я в программке спектакля и невольно соглашусь с каждым написанным словом.
Уникальная танцовщица, которая первой воплотила на сцене стиль «модерн», действительно прожила яркую, но довольно трагичную жизнь!
И эту жизнь действительно «проживает» на сцене Валерия Емельянова.
   Она чувствует Айседору, она понимает её характер и осознаёт, что ею движет в той или иной ситуации, она соединилась и сроднилась со знаменитой танцовщицей и на время спектакля буквально стала ею.

dunkan_1_08.jpg - 207.35 kB
   В основе спектакля лежит три истории любви Айседоры.
Трое мужчин оставили след в её сердце танцовщицы и в истории её жизни: Гордон Краг - реформатор сцены, режиссёр и сценограф, которому она подарила дочку Держре; Парис Зингер - миллионер, «наследник славы и состояния изобретателя швейной машинки «зингер», которому Айседора подарит сына Патрика; Сергей Есенин - «Рязанский самородок», русский поэт, находившийся в зените своей славы...
«Ангел», «чёрт», «золотая голова», «Сергей Александрович», «я люблю тебя», - это всё, что знала Айседора по русски, а он читал ей свои стихи, мелодия которых просто очаровывала и влюбляла в себя знаменитую танцовщицу. Она интуитивно осознала, что перед ней самый настоящий гений, и видела в нём «большого ребёнка», не знающего как жить. На момент встречи с русским поэтом Айседора уже пережила невосполнимую утрату - в автомобильной катастрофе погибли оба её ребёнка.
   Об этом тоже говорится в спектакле - тонко и глубоко, искренне и честно.
Жизнь Айседоры, как и жизнь любого человека, соткана из взлётов и падений, но в отличие от обыкновенного обывателя, каждый взлёт и каждое падение она переживала более остро!
   Её жизнь словно состояла из ослепительных виражей, которые нередко были всего лишь иллюзией счастья, но зачастую порождали приливы вдохновения...
Она жила для того,чтобы танцевать, и танцевала для того, чтобы жить.
Её жизнь была подобна полёту кометы!
Её жизнь была настоящим головокружительным путешествием в непознанное и в неизведанное...
Нет-нет-нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца...
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради Бога, научи́те меня,
Научи́те меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!..
Голубые занавески...
Символ какой-то невероятной тайны и непостижимости мира...
Символ бесконечности и одновременно конечности человеческой жизни...
Рождённая у моря, Айседора любила настоящую поэзию, в частности Уитмена:
Ты - воздух, без тебя мне ни говорить, ни дышать.
Ты - свет, что окутал меня и все вещи нежным и ровным дождем! Вы, торные кривые тропинки, бегущие рядом с дорогой!
Вы, тротуары, мощеные плитами! Вы, крепкие каменные обочины улиц!
Вы, пароходики! Вы, доски и столбы пристаней! Вы, суда в строительных лесах! Вы, корабли...
   «Прошлое, настоящее и будущее похожи, вероятно, на бесконечно длинную дорогу. Мы не можем разглядеть, что там, впереди. Нам кажется, что будущее далеко, за горизонтом, а оно уже подстерегает нас», - говорит Айседора и сразу же возникает какое-то гнетущее ощущение предопределённости и рока.
Рождённая у моря, она словно умела говорить с самой судьбой...
Спектакль подходит к концу. Звучат финальные слова Айседоры:
«Вы спрашиваете, какой период моей жизни я считаю наиболее счастливым? Запишите, господа журналисты: Россия! Только Россия! Мои три года в России со всеми их страданиями стоили всего остального в моей жизни... Нет ничего невозможного в этой великой стране, куда я скоро поеду опять и где проведу остаток своей жизни».
   И я ловлю себя на мысли, что Валерия наполнила эту реплику Айседоры такой невероятной глубиной и такой глубокой любовью к нашей удивительной родине, к её просторам, к её зелёным лугам, золотистым полям и полноводным рекам, к её снежным и морозным зимам, к её парадоксам и несовершенствам, что она создаёт ощущения уместности и полной завершённости всего происходящего и уже произошедшего...
Конец.
Гаснет свет.
Голубые занавески колышутся на ветру...
Слышится шум моря...
Аплодисменты!

 


Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой и Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной и Екатерины Строговой

Купить билеты
Щёлкните, чтобы прослушать. Работает благодаря GSpeech