«Рождённая у моря», она навсегда осталась в памяти людей как символ свободы, любви, и естественности.
Она - «бренная пена морская», она - чистая энергия и свободное движение, она - вечный поиск и постоянный эксперимент.
Она - «воздух» и «полёт».
Она - «волны» и «ветер».
Она «серебрится» и «сверкает», зовёт за собой в магический мир танца и любви.
Её имя Айседора, и оно осталось жить в веках...
Моноспектакль «Айседора. Рождённая у моря» по мотивам пьесы З.Сигалова «Три жизни Айседоры Дункан» и книги А.Дункан «Исповедь» режиссёра-постановщика Марии Большаковой, уже известной владимирскому зрителю по пластическому спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда», поражает своей эстетикой и красотой.
И если говорить о главном впечатлении, полученном мной от этой работы, то, пожалуй, это будет слово «удовольствие»!
Да-да! Я получил огромное удовольствие, когда смотрел данную постановку, ибо всё для меня в ней сложилось очень гармонично, соединилось в одну невероятно прекрасную, но драматическую историю, поданную филигранно, тонко и настолько красиво, что порою захватывало дух.
Форма спектакля, как мне кажется, была отчасти подсказана самой книгой Айседоры, получившей название «Исповедь»: под шум моря изредка «перебиваемый» звуками печатной машинки будет вести свою «исповедь» невероятно прекрасная, порою сильная, а порою очень хрупкая и ранимая Айседора, роль которой исполняет Валерия Емельянова.
Хочется особо сказать о том, как работает в этом спектакле любимая многими владимирскими зрителями актриса: ею найдена тонкая внутренняя грань, которая позволила соединить слово, жест, движение, танец в невероятной органике.
Создавалось такое ощущение, что одно «вытекало» из другого: иногда слова рождались из жеста, а иногда жест порождало слово, из движения рождался танец и танец вдруг превращался в движение.
Интересно было наблюдать за деталями: лицо,щиколотка, ступня, кисть, запястье.
И пространство малой сцены позволяло всё увидеть и запечатлеть.
Босоногая и свободная, её Айседора - женщина, страстно любящая жизнь!
Она рассказывает историю своего детства и своей юности периодически наполняя свой бокал игристым!
Она - праздник, она - феерия, она - радость!
В полупрозрачном греческом хитоне, Айседора Валерии Емельяновой чем-то напомнила мне прекрасную Афродиту - древнегреческую богиню Любви и Красоты, которая «вышла из пены морской», чтобы очаровывать и соблазнять, чтобы дарить этому миру свою совершенную красоту...
Любителям танца известен тот факт, что великая русская балерина Анна Павлова, обладающая невероятным талантом создавать художественные образы, довольно скептично высказывалась о творчестве Айседоры пока сама лично не увидела её танец.
Танец Айседоры буквально заворожил Павлову, которая отметила некий магнетизм Айседоры и её харизму.
Начало.
История про голубые занавески...
Голубые занавески становятся в контексте спектакля своеобразным символом мечты и стремлений танцовщицы. Этот образ родился в её сознании очень и очень давно, тогда, когда она была ещё совсем маленькой девочкой.
И этот образ-символ она пронесёт через всю свою жизнь...
Не могу не сказать несколько слов и о сценографии спектакля «Айседора. Рождённая у моря».
Все здесь на своём месте, и всё создаёт этот невероятно прекрасный мир грёз и порывов, мир вдохновения и любви.
На сцене вещи, ставшие знаковыми: голубые занавески, печатная машинка, чемоданы, макет автомобиля, шляпки и наряды, танцевальные туфли и сапожки, швейная машинка и бутылка шампанского.
Из этих образов символов и складывается судьба необыкновенной женщины, посвятившей себя искусству танца, женщины, которая мечтала любить и быть любимой!
Мы присутствуем при рождении магии, видим как сценический свет делает предметы немного иными, преображает их, родная иллюзию реальности и одновременно какой-то мистической тайны...
Хочется особо отметить и работу художника-постановщика Ирины Зайцевой, создавшей для Валерии изумительные головные уборы, которые во истину, можно считать настоящими шедеврами!
Расшитые вручную, они уже сами по себе представляют художественную ценность, а благодаря умелому обращению с ними талантливой актрисой, они словно живут на сцене своей собственной жизнью, помогая Валерии не только создавать образ, но и делать смысловые акценты.
За время спектакля актриса меняет свой образ несколько раз, это помогают сделать костюмы-трансформеры, когда лёгким и изящным движением одной руки, греческая туника превращается в вечерний наряд, а бархатное роскошной пальто вдруг становится элегантным дорожным макентошем.
Спектакль «Айседора. Рождённая у моря» - это спектакль - превращение, спектакль - мистификация, спектакль о женщине, превратившей свою жизнь в объект искусства.
Она не просто жила, она танцевала жизнь!
«Счастье, где ты? Моя птица, моя фортуна, я готова бежать за тобою — только позови! Падать, подниматься, карабкаться на скалы — лишь ради этого я хочу жить и дышать»... - говорит Айседора с спектакле «Рождённая у моря».
«Яркая, бурная жизнь - нелёгкое детство, судьбоносные романы, экзотическое творчество, трагические повороты судьбы, всемирная слава и окрашенная в романтические тона гибель гениальной «босоножки», звезды «серебряного века» Айседоры Дункан, воплотилась в изумительно-драматическом моноспектакле одной из обаятельнейших актрис Владимирского академического драматического театра драмы - Валерии Емельяновой», - читаю я в программке спектакля и невольно соглашусь с каждым написанным словом.
Уникальная танцовщица, которая первой воплотила на сцене стиль «модерн», действительно прожила яркую, но довольно трагичную жизнь!
И эту жизнь действительно «проживает» на сцене Валерия Емельянова.
Она чувствует Айседору, она понимает её характер и осознаёт, что ею движет в той или иной ситуации, она соединилась и сроднилась со знаменитой танцовщицей и на время спектакля буквально стала ею.
В основе спектакля лежит три истории любви Айседоры.
Трое мужчин оставили след в её сердце танцовщицы и в истории её жизни: Гордон Краг - реформатор сцены, режиссёр и сценограф, которому она подарила дочку Держре; Парис Зингер - миллионер, «наследник славы и состояния изобретателя швейной машинки «зингер», которому Айседора подарит сына Патрика; Сергей Есенин - «Рязанский самородок», русский поэт, находившийся в зените своей славы...
«Ангел», «чёрт», «золотая голова», «Сергей Александрович», «я люблю тебя», - это всё, что знала Айседора по русски, а он читал ей свои стихи, мелодия которых просто очаровывала и влюбляла в себя знаменитую танцовщицу. Она интуитивно осознала, что перед ней самый настоящий гений, и видела в нём «большого ребёнка», не знающего как жить. На момент встречи с русским поэтом Айседора уже пережила невосполнимую утрату - в автомобильной катастрофе погибли оба её ребёнка.
Об этом тоже говорится в спектакле - тонко и глубоко, искренне и честно.
Жизнь Айседоры, как и жизнь любого человека, соткана из взлётов и падений, но в отличие от обыкновенного обывателя, каждый взлёт и каждое падение она переживала более остро!
Её жизнь словно состояла из ослепительных виражей, которые нередко были всего лишь иллюзией счастья, но зачастую порождали приливы вдохновения...
Она жила для того,чтобы танцевать, и танцевала для того, чтобы жить.
Её жизнь была подобна полёту кометы!
Её жизнь была настоящим головокружительным путешествием в непознанное и в неизведанное...
Нет-нет-нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца...
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради Бога, научи́те меня,
Научи́те меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду!..
Голубые занавески...
Символ какой-то невероятной тайны и непостижимости мира...
Символ бесконечности и одновременно конечности человеческой жизни...
Рождённая у моря, Айседора любила настоящую поэзию, в частности Уитмена:
Ты - воздух, без тебя мне ни говорить, ни дышать.
Ты - свет, что окутал меня и все вещи нежным и ровным дождем! Вы, торные кривые тропинки, бегущие рядом с дорогой!
Вы, тротуары, мощеные плитами! Вы, крепкие каменные обочины улиц!
Вы, пароходики! Вы, доски и столбы пристаней! Вы, суда в строительных лесах! Вы, корабли...
«Прошлое, настоящее и будущее похожи, вероятно, на бесконечно длинную дорогу. Мы не можем разглядеть, что там, впереди. Нам кажется, что будущее далеко, за горизонтом, а оно уже подстерегает нас», - говорит Айседора и сразу же возникает какое-то гнетущее ощущение предопределённости и рока.
Рождённая у моря, она словно умела говорить с самой судьбой...
Спектакль подходит к концу. Звучат финальные слова Айседоры:
«Вы спрашиваете, какой период моей жизни я считаю наиболее счастливым? Запишите, господа журналисты: Россия! Только Россия! Мои три года в России со всеми их страданиями стоили всего остального в моей жизни... Нет ничего невозможного в этой великой стране, куда я скоро поеду опять и где проведу остаток своей жизни».
И я ловлю себя на мысли, что Валерия наполнила эту реплику Айседоры такой невероятной глубиной и такой глубокой любовью к нашей удивительной родине, к её просторам, к её зелёным лугам, золотистым полям и полноводным рекам, к её снежным и морозным зимам, к её парадоксам и несовершенствам, что она создаёт ощущения уместности и полной завершённости всего происходящего и уже произошедшего...
Конец.
Гаснет свет.
Голубые занавески колышутся на ветру...
Слышится шум моря...
Аплодисменты!