Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 
   Что такое наша жизнь, если не удивительное и увлекательное путешествие?
   Мы берём с собой в дорогу багаж из наших воспоминаний, ощущений, чувств знаний, ибо то, что случилось однажды, останется с нами навеки, хотим ли мы этого или нет!
Аня Горенко - «папина дочка- даже взяв по объективным причинам фамилию бабушки, будет помнить своё босоногое детство и беседы с отцом.
Анна Ахматова - «супруга Николая Степановича Гумилева» - даже после развода сохранит в памяти их историю сближения и отдаления, а вместе с этой историей и уважение к мужу.
Анна Андреевна Ахматова - «дурная мать» - будет отвечать перед сыном за его судьбу, хотя, пожалуй, ни одна мать не сделала для своего сына столько, сколько Анна Андреевна для своего Гумильвёнка!«Невоспетая встреча» - так называется премьера во Владимирском академическом театре, говорящая о жизни известного русского поэта - Анны Андреевны Ахматовой. «Невоспетая встреча» - история, рассказанная стихами и прозой, словом и телом, движением и жестом, пластикой и танцем. И это именно тот спектакль, в котором важна каждая деталь, значим каждый знак.
  Основная мысль спектакля - жизнь - есть путешествие - передаётся через предметный образ - чемоданы.
Их довольно много на сцене: вместительные и не особо, они словно напоминают нам о том, что у каждого есть свой багаж, свой жизненный опыт, от которого невозможно освободиться и который мы берём с собой в завтрашний день.
Эти чемоданы из предметной детали превращаются в деталь символическую: по мере спектакля расширяется трактовка этого образа!
Эти чемоданы в одно мгновение превращаются вдруг в крупные камни приморья, по которым так любила гулять юная особа, по имени Аннушка.
Через какое-то время эти же чемоданны превращаются в сиденья вагона поезда, который следует в Париж, где
произойдет встреча Ахматовой со знаменитым художником Амадео Модильяни.
Время будет идти вперёд. Эпоха будет вмешиваться в личные судьбы её дочерей и сыновей.
Наступит 1941 год, и эти же чемоданны вдруг превратятся в Петербургские жилые дома и общественные здания, которые будут подвергаться многочисленным регулярным бомбёжкам и обстрелам.
  Многочисленные потери, гибель множества русских людей - чемоданы превращаются в памятники - монументы, установленные в честь героев.
Вообще трансформация предметов - станет одним из ведущих ходов в режиссуре. Через условность будет рассказано очень и очень многое: белый полупрозрачный бант, пелерина, цилиндр, туфли, шпага, шаль, мел.
Через эти символические детали показано и само течение времени, и то, как становится старше героиня спектакля, как меняется её положение в обществе, и то, какие мужчины встретятся ей во время её путешествия под названием жизнь.
Сюжет спектакля - «сюжет-ожерелье», где основная нить - это нить судьбы, а каждый эпизод - отдельная бусина, которая на эту нить нанизана.
Может быть, кому-то сюжет покажется несколько схематическим и условным, но это лишь потому, что у памяти есть некое особое свойство, о которой сама Анна Андреевна говорила следующее: «Всякая попытка связных мемуаров - фальшивка. Ни одна человеческая память не устроена так, чтобы помнить всё подряд... Память, как прожектор, освещает отдельные моменты, оставляя вокруг неодолимый мрак. При великолепной памяти можно и должно что-то забывать»...
Именно поэтому, мне кажется, что о спектакле «Невоспетая встреча» можно сказать словами самого поэта - это «несколько вспышек памяти»!
Хочется отметить пластический и хореографический язык спектакля и работу хореографа Маргариты Бахитовой. Тело актёров в этой постановке становится инструментом, которое передаёт очень и очень многое. И через танец, и через движения, которые соединяют два пространства и две души.
Лично я для себя разделяю такие понятия, как танец и движения. И если под танцем я понимаю то, как сделана сцена «соединения» и «сближения» Ахматовой и Гумилёва, то под телесностью и физикой я понимаю историю Ахматовой и Модильяни и сцену, которая до сих пор продолжает жить в моём воображении: Лев Николаевич Гумилёв в лагере, он стучит эмалированной кружкой по чёрной стене, как будто бы забивает в неё гвозди, а каждый удар находит отражение в теле его матери - Анны Андреевны - каждый удар отзывается физический болью, которая воплощается в судорожных движениях, будь то поворот головы или дрожание руки! Все эти сцены сделаны профессионально и я бы даже сказал мастерски!
  Вообще игра актёров, на мой взгляд, заслуживает особых слов.
Героиня на глазах у зрителя из маленькой и наивной девочки превращается в романтичную барышню, затем в гордую девушку с непростым характером, потом в женщину, глубоко уважающую себя, а потом в мать, потерявшую сына, в одну из тех матерей, в человека, который знает, что такое репрессии ни с чьих то слов, а буквально, ведь репрессированы были её муж и сын. А что касается героев, то все они были исполнены одним актёром, причём каждый образ был сделан самобытно, точно и ярко. Менялись далеко не только костюмы - менялись движения, речь, манеры и жесты.
Это дорогого стоит!
  Отдельные фрагменты так и продолжают жить в моём сознании! Вот Аннушка в белой пелерине, белом фартуке и с полупрозрачном бантом прыгает по приморским камням; вот появляется молодой Николай Степанович Гумилёв, склонный к театрализации, он держит в руках шпагу, а на голове его цилиндр; вот, наконец-то Анна Андреевна принимает его предложение и он с невероятной нежностью надевает ей элегантные туфельки на каблуках; вот его путешествие на Озеро Чад и наслаждение тайнами пустыни, вот знакомство Анны Андреевны и Модильяни.
  Все эти сцены решены с одной стороны довольно просто, но в этой простоте заключена большая сила.
Под светом театральных софитов обычный песок наделяется какой-то волшебной силой, а линии, появляющиеся на проекции и складывающиеся в известное графическое изображение, буквально завораживают.
 В этом спектакле ещё очень много различных находок.
 И все эти знаки хочется толковать и расшифровывать, осознавая в то же самое время, что все эти знаки весьма и весьма условны.
Как та самая шаль, которая вдруг превращается в младенца, как те самые постаменты, которые вдруг превращаются в стены непонимания и бессердечия, в стены на которых измученный сын и не менее измученная мать пишут мелом слова, которые складываются в письма. Так сын пишет матери и просит её о помощи, а мать пишет вождю, от которого по сути так и не получает нужного ей ответа...
  Говорить и писать об этом спектакле можно бесконечно, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Да, этот спектакль не из лёгких. Есть в нём темы, которые будоражат душу и бередят сердце. Но ведь если мы, люди, и отличаемся чем-то от других представителей этого мира, то, прежде всего, способностью чувствовать и помнить!
Спектакль «Невоспетая встреча» - это спектакль про чувствование и чувства, это спектакль об исторической памяти и величии нашего русского народа, на долю которого выпали страшные и даже трагические события!
 Это спектакль о стойкости и мужестве женщины, человека, поэта!
Это спектакль о том, что понимание может быть на какой-то момент потеряно, даже если речь идёт о самых близких людях!
Это спектакль об обидах, ошибках, заблуждениях и раскаяниях!
Это спектакль о самой жизни! О том, что не может в ней всё быть так, как тебе мечтается!
Это спектакль, о том, что такое человеческое достоинство, и о том, как это человеческое достоинство сохранить даже в крайне сложных ситуациях!
Хочется выразить огромную благодарность актёрам Анастасия Сылка и Денис Чистяков за их талант, за их профессионализм, за их умение фактически мгновенно перевоплощаться, за большую и глубокую работу, которая была проделана!
Хочется сказать слова благодарности режиссёру Владимир Лаптев , который смог создать этот удивительный спектакль с «сюжетом-ожерелье»...

И последнее - белый занавес, словно белая страница, на которой каждый пишет историю своей жизни!
Он словно некая плоскость, которое разделяет два времени и позволяет являться в наш мир теням из прошлого...
Я думаю, что каждому нужно посмотреть эту работу, которая не позволит победить процессу «амортизации души» и позволит каждому пришедшему снова открыть в себе человека, чтобы уже никогда больше его не потерять...
                                                                                                                                                                                                         Автор текста: Игорь Сидоров

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤