Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

Выпуск №3-253/2022В России

Владимирский академический драматический театр порадовал зрителей в октябре двумя оригинальными премьерами. Новое сочинение режиссера Владимира Кузнецова по мотивам неоконченного романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» посвящено 350-летию со дня рождения Петра Первого. Инсценировка и постановка наполнены цитатами из разных произведений поэта. Кузнецов умело использует актеров, точная работа с которыми позволяет рассказать любую, даже самую сложную историю.

Петр в исполнении Андрея Гурамишвили - живой и противоречивый. Недаром Ганнибал темнокожий, и в этом гриме трудно узнать Михаила Бабаева. Артисты говорят на французском, где это необходимо, танцуют бальные танцы, занимаются фехтованием, читают стихи. Инсценировка вобрала значительную часть романа А.С. Пушкина, сохранена последовательность событий.

История царского сватовства, следуя Пушкину, начинается с наблюдения за человеческими слабостями, а затем постепенно раскрывается тайна молодого африканца. Мы видим его любовную связь с графиней в Париже и последствия этой неосторожной любви, возвращение в Петербург на службу к царю, встречу с Натальей Ржевской на ассамблее, сватовство. Последняя сцена исполнена почти в буффонном ключе, где Петр выступает в роли Арлекино. В спектакле смешаны юмор и лиризм. Связано это преимущественно с появлением во втором действии представителей России в красных народных костюмах. Особый национальный колорит придают задорные фольклорные песни и частушки, подготовленные хормейстером Андреем Федоськиным, который сотрудничает с Владимирским театром с 2021 года. Аплодисментами сопровождалось и каждое выступление шутихи Екимовны в исполнении Анастасии Кургановой.

Не менее эффектны и другие массовые картины, изображающие светское общество. Режиссеру и артистам удалось передать ироничность автора по отношению к французским и русским вельможам, увлеченным лишь балами. Эти водевильные типажи эпохи помог создать балетмейстер Сергей Грицай. В музыкальной партитуре спектакля звучит авторская музыка молодого композитора Дахалэ Жамбалова, которая выразительно и образно сопровождает каждый монолог, каждый эпизод. Кроме того, одновременно с музыкой появляются проекции пушкинских зарисовок, которые стали связующими элементами эпохи. Видеосюжеты подготовил Дмитрий Мартынов (Москва), который впервые сотрудничает с Владимирским театром. Видеооформление гармонично вписано в световое, благодаря безупречной работе художника по свету Тараса Михалевского, многократного номинанта национальной театральной премии «Золотая Маска».

Особо следует сказать о работе художника-постановщика Лилии Хисматуллиной. Перед нами пустая сценическая коробка, перегороженная темными полотнами. Постепенно это пространство «превращается» то в белые Парижские салоны, то в строительные верфи, то в зал ассамблеи с хрустальными люстрами, то в гостеприимный дом семьи Ржевских, куда приезжает царь, чтобы посватать арапа. Сценографическое решение спектакля опирается на цвет. Французский мир изображен белым, а русский - красным и золотым. Так, на балу, где Ганнибал встретил Наташу Ржевскую (Наталья Демидова), все дворяне в черно-белых одеждах, а она - в красном платье. Порхающий по сцене Корсаков одет как легкомысленный франт, а старинный род Ржевских носит традиционные русские одежды. Все предметы (столы, стулья, самовар, балалайка, рапиры) несут символическую нагрузку. Особо выделен один «персонаж», который отражает возмужание Ганнибала. В детстве это игрушка - деревянная лошадка, потом конь - подросток, а в конце - огромный «троянский» конь, возле которого происходят невероятные события и дуэль бывшего возлюбленного Натальи Ржевской и арапа Петра. Постановку фехтовального боя осуществил режиссер по пластике из Ярославля Виталий Новик.

К финалу мы видим, что Ганнибал не только умен, образован, знатен, но и обладает чутким сердцем, не хочет жениться на девушке против ее воли. А Наталья, увидев благородство крестника Петра, дает согласие на свадьбу, чтобы спасти от царского гнева свой род. Бывшего возлюбленного, который оказался дезертиром, она выпускает из-под стражи и прощается с ним навсегда. Романтическая концовка гармонично вписывается в неоконченную историю...

Второй премьерный спектакль 174 театрального сезона Владимирского драмтеатра о праве на счастье после ужасов войны зрители встретили слезами. Эта инсценировка жесткого текста о холокосте, по сути, стала мировой премьерой. Пронзительную пьесу, основанную на реальных событиях жизни писателя Якова Бучана, не ставил пока ни один театр. Это монодрама, но действующих лиц в ней много. Всех их блистательно играет Анна Лузгина. Удивительным образом режиссер-постановщик Вячеслав Терещенко и актриса вместили в короткий отрезок времени (чуть больше часа) долгие годы кошмара, пережитого родителями героини в концлагере, сорок лет ее несчастливой жизни в семье людей, не ведающих человеческих чувств. Тами (так зовут героиню) - несостоявшаяся художница, вдова погибшего в автокатастрофе профессора, наперекор всему хочет жить и любить.

Пьесу о горькой судьбе женщины «Моя мать - секретарь ангела смерти» написал как ее исповедь Хадар Гальрон, а Татьяна Хвостикова (Соболь) сделала авторизованный литературный перевод. Спектакль трогает душу зрителя, потому что он видит историю в правдивом отображении.

Родители Тами познакомились в Освенциме. Оба потеряли всех своих близких. Их сплотила единая цель - выжить. Детство их рожденной после Победы над фашизмом дочери было суровым. Она росла в доме, напоминающем склеп, где не было игрушек, веселых песен и праздников. Родители почти не ласкали Тами, и девочке казалось, что они не замечают ее. Но какой бы пронзительной не была история, связанная с отголосками ужасов Второй мировой войны, грусть в ней светла. Ведь наперекор всему надо жить и любить.

Минималистические декорации дают простор для актрисы, которая проживает жизнь своей героини. Она в полотняной рубашке и свитере, в шерстяных носках на протяжении всего спектакля. В интонации и тембре голоса прослеживаются интонации ее суровой матери, что была личным секретарем доктора-садиста Йозефа Менгеле и сама чудом не оказалась жертвой эксперимента. Мать не хотела рождения Тами - и дочь всю жизнь пытается понять причину. Ответ она ищет даже в чемодане, где спрятаны воспоминания. Лишь в зрелые годы в ее жизнь ворвалась любовь, и Тами неожиданно для себя осознала, что никогда ранее не испытывала подобного чувства. Она поняла, что не умела по-настоящему радоваться жизни. Это поразительное открытие героиня сделала благодаря мужчине, который внезапно появился в ее жизни и глубоко тронул душу и сердце. Сможет ли Тами ответить ему взаимностью и полюбить, или «черная дыра» в ее душе, память о прошлом остановят ее? В пьесе не дается однозначного ответа на этот вопрос, потому что тема выбора - вечная тема. Это подчеркивает и художник-постановщик Борис Шлямин, который оформил тяжесть переживаний метафорично - «камнями на душе». Так и хочется сказать: «Помни, такое не должно повториться».

 http://www.strast10.ru/node/6173

 

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤