Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

9 февраля 2016, "Муром-Мама"

- Страшны не вы, - вы уже разбиты и обречены, - страшно то, что вас породило и порождает после того, как люди так давно существуют на земле и достигли таких ясных вершин в области мысли и труда... Язва людоедства разъедает души уже не только отдельных людей, а целых народов, она угрожает существованию человечества... Эта язва людоедства, более страшная, чем чума, будет разъедать мир до тех пор, пока благами мира будут пользоваться не те люди, которые их создают, пока неограниченной властью над людьми будут пользоваться выродки человечества, сосредоточившие в своих руках все богатства мира...

Последнее слово Олега Кошевого.

В 1965 году, меня, учащегося Владимирского областного КПУ, по причине маленького роста и лёгкого веса не записали в кружок парашютного спорта. Но по причине маленького роста и тяжёлого веса из массовки в спектакле «Любовь Яровая» отправили в зал. Зрителем. Так за три года учёбы я не разу и не вышел на сцену Владимирского театра драмы в качестве артиста. Зато перед призывом в ряды СА, будучи уже дипломированным выпускником, на этой сцене получу диплом лауреата за роль Алексея Чекменя, а коллектив Синжанского СДК за спектакль по пьесе А.Н.Апухтина «Комсомольская правда» разделит второе место с народным театром ДК Красной Горбатки. 

И вот сегодня, спустя полвека, я вижу на муромской сцене моих молодых коллег по цеху, выпускников бывшего в 1965 году КПУ, а сейчас ВОККИ, курса народного артиста РФ Горохова Николая Анатольевича, которым повезло стать артистами областного театра драмы. Которым удалось сохранить студенческий дух команды, дух студенческого братства. Которые ещё не успели обрасти штампами и регалиями, и которые сегодня играли так, как будто они вышли на площадку в последний раз. И я слежу за развитием событий в рассказе про детей из Краснодона, которые только жить собирались, а не считаю количество картин с оценкой работы артистов 

Именно такого отношения к работе требовала полвека назад руководитель нашего курса, режиссёр областного театра пятидесятых и шестидесятых годов, заслуженная артистка РФ Нина Степановна Федоренко. Именно этого требовал от своих студентов и Н.А.Горохов. А без такого отношения, без полной самоотдачи артистов невозможно было бы добиться такой реакции зрителей, которые после просмотра спектакля на мой вопрос об эмоциональном восприятии, отвечали, не сговариваясь, единственным словом: «ПОТРЯСЕНИЕ».

Такое же потрясение испытал и я. И зам.директора по УВР школы № 15 Манькова Ольга Викторовна, игравшая 30 лет назад воспитанницу Варшавского «Дома сирот» - Младу в спектакле «Контакта» по пьесе В.Коростылёва «Варшавский набат». И ещё много зрителей, которым я успел задать этот вопрос. И это была не ностальгия, а боль сегодняшнего дня. Молодогвардейцы Владимирского академического театра драмы заставили сопереживать не только нас, поколение первых послевоенных лет, но и сегодняшнее молодое поколение из старшеклассников города, которые заполнили даже балкон Дворца Культуры.

Если зрителей потрясло увиденное на сцене, то актёров – услышанное в зале. Из интервью с исполнительницей Ульяны Громовой – Анной Зайцевой:

- На сцене нет времени думать о реакции зала, там, дай Бог, выдержать накал страстей, да и смена сцен, как Вы заметили, частая и стремительная. Потом, у каждого актёра есть любимые роли. Для меня роль Ульяны не просто любимая. Я в ней живу. Выхожу на сцену и не слышу ни реакции зрительного зала, ни шума за кулисами. Второй год играем спектакль, а вот перед финалом часто приходит ощущение, что меня сейчас убьют. И после таких моментов меня посещает мысль, а что будет с моей маленькой дочкой, если со мной случится такая трагедия? Все роли что-то откладывают в душе актёра. И в такие моменты слёзы самопроизвольно катятся, и ты никого не видишь и не слышишь.

А когда уходишь за кулисы, то прислушиваешься к реакции зала. И знаете? В какие-то моменты возникает волнение от гробовой тишины в зале. Может что-то у нас не так пошло? Может зрители чего-то не увидели? Может что-то не поняли? Сегодняшний день не был исключением. Тишина в зале всегда пугает. Но когда вышли на поклон, и увидели стоящих зрителей с громом аплодисментов… После такой реакции зала все сомнения растворяются и приходит осознание, что всё-таки не зря Володя (режиссёр спектакля Владимир Кузнецов) нас мучил. Что страдания наших героев получили отклик в душах зрителей, а зрители получили то, ради чего они вообще приходят в театр. За очищением своих душ через сострадание героям.

Исполнительница роли Вали Борц – Наталья Демидова, высказалась более кратко, но ёмко:

- Спасибо вам большое на добром слове!!! Это была очень тяжёлая работа, но очень рады, что она нашла отклик в вашем сердце.

Мне повезло, что с режиссёром и автором сценария Владимиром Кузнецовым удалось встретиться до спектакля, а не после. Иначе получилось бы не интервью, а каскад не членоразборчивых и сверхэмоциональных эпитетов в адрес актёров и режиссёра. Да и со спешащими к гардеробу зрителями не удалось бы поговорить. А так двух зайцев убил: и режиссёра выслушал, и мнение муромских учителей литературы с учениками записал на диктофон. Уж так случилось, что «отловить» удалось и учителей литературы.

Но первый вопрос к режиссёру.

- Владимир! Как актёра видел Вас только в «Мещанах», а вот как о неплохом режиссёре много слышал от ребят и из прессы. (Три мои воспитанницы были учениками Н.А.Горохова и В.А.Кузнецова в ВОККИ). После премьеры «Молодой гвардии» в марте прошлого года разгорелись дебаты между СМИ и руководством театра. С одной стороны в СМИ прозвучала негативная оценка спектакля, а с другой - Ваш спектакль стал обладателем приза «Бронзовый витязь» на XIII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» и лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы.

Да и Николай Анатольевич Горохов очень лестно отозвался об этой работе, после чего я загорелся желанием посмотреть спектакль своими глазами. О чём вы сегодня будете говорить с нами, чем собираетесь удивлять муромскую публику?

Слушаю Владимира Александровича, а в мозгах, после знакомства с материалами о жарких дебатах театра с представителями прессы, прокручивается информация о съёмках, запретах и переделках фильма С.А.Герасимова «Молодая гвардия» и авторских изменениях в романе А.А.Фадеевым; о войне с властями Герасимова за каждый кадр и Фадеева за каждую строчку.

Прерываю интервью после второго звонка, не вижу ни одного свободного места в зале, даже балкон забит учениками школ. С вопросами к ребятам и взрослым я буду подходить после спектакля, пока они ожидают своей очереди в гардероб. И среди многих ответов будет присутствовать единая оценка увиденного: «ПОТРЯСЕНИЕ».

Молодёжь оказалась более словоохотливее взрослых, но и в их ответах, без подсказок и шпаргалок, присутствуют повторы о том, что фашизм перешагнул границу с Украиной и поднимает голову на просторах нашей Родины. И им, в смысле нынешнему молодому поколению, такие встряски очень нужны, чтобы не забывать в каком мире живём.

Вероятно и у меня в конце пятидесятых – начале шестидесятых присутствовали подобные мысли после первого знакомства с фильмом С.А.Герасимова, а затем и после встречи с книгой. Когда уже не было в живых автора романа, а мужики на завалинке не только критиковали планы Хрущёва о построении коммунизма к 1980 году, но и обсуждали подробности ухода Фадеева из жизни.

В 1948 году фильм С.А.Герасимова «Молодая гвардия» вышел в прокат, а через год студенты, чьи имена впоследствии займут ведущие места в кино, наравне с преподавателем и руководителем курса были отмечены Сталинской премией. Наступит «хрущёвская оттепель», а с ней и новые директивы на разрушение устоев, в том числе и в литературе с кино. Я смотрел версию, в которую Александр Фадеев с Сергеем Герасимовым внесли коррективы. И деревенские мужики не могли знать о предсмертном письме Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 года, опубликованном лишь в 1990 году:

«Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. <…> Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни».

Мы свои познания расширяли услышанными от взрослых подробностями. Политики приходят и уходят, а книги и ленты гениальных мастеров оставляют глубокие следы в душах читателей и зрителей. Встреч с плеядой актёров из этого фильма я буду с удовольствием ждать всю оставшуюся жизнь. Как, думаю, и современная молодёжь, посмотревшая спектакль Владимирского театра драмы, будет ждать встречи с исполнителями молодогвардейцев. Ибо они призывают к жизнеутверждению, защите и продолжению рода человеческого. Я говорю о тех, кто посмотрел спектакль, а не остался в читателях с позицией представителей прессы, обвинивших создателей произведения искусства в политиканстве, непрофессионализме, и во всех смертных грехах, доведших читателей до угроз в адрес режиссёра.

Не ведаю о конечной цели представителей СМИ, обрушившихся на спектакль, но это произведение искусства меня заставило не просто сопереживать, не просто понять и принять гражданскую позицию авторов, но и увидеть огромную массу сторонников этой позиции в зале.

Почему пишу огромную массу? Да потому что второй год идёт спектакль и реакция на каждом представлении идентична реакции муромских зрителей. И как тут не вспомнить слова Маяковского, а уж он-то точно разбирался в законах воздействия театра на зрителей: «Театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». И Владимир Александрович Кузнецов не просто почувствовал злободневность в романе Фадеева, но и убедил всех участников в нужности этого материала именно сейчас.

Оставим на совести журналистов возражение, что «Вторая мировая война это историческое событие, которому мировым сообществом уже дана однозначная оценка, а вооруженный конфликт на Украине - это все-таки текущие события».

Считаю, что театр не должен заниматься реанимацией исторических событий, а находить в историческом событии связь с сегодняшним днём. И появление украинского флага в начале спектакля, перешедшее в смену обмундирования «майдонутых» на форму фашистов, гораздо больше и образнее объяснило подросткам про реальность, в которой мы живём.

Но позволю сказать несколько слов сценаристу и режиссёру Владимиру Кузнецову.

- Мы искали материал, чтобы подчеркнуть подвиг таких же школьников, как и в далёкие сороковые. Не героев войны, которых признают героями и будут представлять к правительственным наградам посмертно, а простых мальчишек и девчонок, для которых война начиналась как игра. Да, игра жестокая, не понарошку, но игра, потому что многие из них не то что повзрослеть, полюбить, даже школу ещё не успели окончить. Это во-первых.

А во-вторых, считаю, что эхо той войны должно отозваться в душах сегодняшней молодёжи пушечным выстрелом. Считаю, что сегодня проблема национализма стоит очень остро. Лично я не вижу разницы между националистами тридцатых – сороковых годов и сегодняшними рассадниками демократии при помощи оружия. Бандеровцы фактически подписываются под теми злодеяниями, которые совершали гитлеровцы семьдесят лет назад.

Нам долгие годы преподносили, что фашизм уничтожен. Даже не все документы о зверствах фашистов были рассекречены и сегодняшние школьники не в полной мере понимают суть националистических движений. Артисты сегодняшнего спектакля тоже недалеко ушли и по возрасту, и по историческим вопросам от школьников. А как можно играть настоящее, если не знаешь прошлого? И пришлось потратить немало сил, чтобы убедить их в нужности рассказа о той эпохе именно сегодня.

Начинал читать им архивные документы с подробностями, от которых волосы дыбом встают. Когда расчленяют человека, отрубают ему части тела, уродуют всеми возможными средствами. Пришлось показывать им очень жёсткие фильмы. Например, Элема Климова «Иди и смотри», основанного на документальных фактах и «Хатынской повести» Алеся Адамовича. Чтобы они увидели, что такое карательный отряд, который сжигает полностью деревню вместе с жителями.

И это не мифологическое далёкое прошлое, а реальность сегодняшнего дня на Ближнем Востоке, на Украине. И у этого зла не бывает конца. Оно безмерно, пока его не загнали в клетку. И я считаю, что об этом надо сегодня говорить жёстко. Я не собираюсь обвинять украинский народ, но кричать о нацистах, которые подняли украинский флаг, считаю необходимым кричать во всё горло, звонить во все колокола.

РЕЖИССЁР

Если человек талантлив, то он талантлив во всём. Первая встреча с Владимиром Александровичем Кузнецовым, выпускником 2004 года актёрского курса ВОККИ под руководством Горохова Н.А., произошла не как с педагогом в аудитории бывшего КПУ, а как с участником «Минуты славы» на экране 1 канала ТВ в группы «Бешеные набойки». "Бешеные набойки". Они же чемпионы России-2006, они же обладатели "Золотой набойки"-2006, они же финалисты первого шоу "Минута славы" и они же вошли в десятку лучших «Степ-групп» на чемпионате мира в Германии!

Позже на кухне Автодора будет много разговоров моих артисток, приезжавщих на выходные и на каникулы, о молодых и интересных педагогах Кузнецове, Яценко. Будут просмотры дисков с зачётных показов, мои заезды во Владимир в ВОККИ на зачёты с экзаменами, исполнение стэпа в кругу контактовцев.

Как драматического актёра В.Кузнецова я впервые увижу в 2009 году в роли Тетерева в выпускном спектакле «Мещане» Горького. Обладатель Диплома VIII фестиваля «Голоса истории» в Вологде и диплома Всероссийского конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова» - как автор и исполнитель песен к спектаклю «Баллада о Солдате». Как исполнитель роли Никиты в спектакле «Власть тьмы» награжден Дипломом за лучшую мужскую роль на фестивале «Золотой витязь», Москва, 2006 г. Поставил несколько спектаклей в театрах Сибири и Урала. Его постановка «Мэри Поппинз, до свидания!» была признана лучшим детским спектаклем театров Красноярского края. Выпускник Владимирского государственного университета (кафедра художественной культуры) и режиссерского факультета РАТИ/ГИТИСа.

С 2012 г. – режиссер-постановщик Владимирского академического театра драмы. Каскад его постановок вызывают неизменный интерес и публики, и критиков. А спектакль «Молодая Гвардия» стал обладателем приза «Бронзовый витязь» на XIII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» и лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за 2015 год.

 

МОЛОДОГВАРДЕЙЦЫ

Мне сложно выделить кого-либо из исполнителей, потому что это была команда. Единая команда, которая заставила меня не эпизоды считать или отдельные картины анализировать, а с первой секунды схватила за душу так, что вела до самого финала, не отпуская. Объявленное время продолжения спектакля в 1 час 45 минут пролетело в мгновение ока.

После спектакля я позволил себе сравнить исполнительниц Любки Шевцовой и Вали Борц Анну Кукушкину и Наташу Демидову не с актёрами фильма Герасимова, а с Галиной Ивановой. С той, из двадцатого века, которую видел в дебюте на сцене Владимирского театра в далёком 1982 году. Которая тогда покорила зрителей своей непосредственностью, распахнутой душой с первого появления на сцене областного драмтеатра.

Н.а.РФ Галина Яковлевна Иванова, игравшая роль матери Ивана Земнухова, мало чем выделялась из команды. Если только возрастом. Но когда самодовольные фашисты, вместо встречи с сыном устроили ей поиски пятого угла, в кругу которых она катается, как мячик, а потом, выкатившись из круга, растерянная от невозможности помочь сыну, встаёт у рампы… Нет возраста. Есть мать, которой наблюдатели из зрительного зала ничем не в состоянии помочь.

Конечно, и Фенборга в исполнении з.а.Эстонии, доцента РАТИ Владимира Георгиевича Лаптева с троицей «игроков» с матерью Земнухова нельзя не заметить. И у многих зрителей, как это бывает с исполнителями таких ролей в кино, вероятно появилось желание написать им гневные письма. Ибо они, с милыми улыбками на лицах, создают атмосферу неприятия человеческого отношения к таким людям. Одним словом – звери в человеческом обличии.

 

ЗРИТЕЛИ

Манькова Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР школы № 15.

- Оля! Не буду спрашивать про сегодняшнюю реакцию, потому что слишком эмоционально реагировала не только ты, а весь зал. О чём ты будешь говорить завтра с учениками?

- Я весь спектакль представляла себя и выпускницей школы, и на крыше с Младом в нашем спектакле. Как мы с Димой Николаевым перед отправкой в газовые камеры тушили фугаски и говорили о любви Ромео с Джульеттой. И состояние артистов я сопоставляла со своим состоянием, которое испытывала тогда сама. Весь спектакль не отпускало созвучие между гибелью молодогвардейцев в колодце шахты и детей из приюта Корчака в газовой камере Треблинки. Это очень тяжело. А мнение ребят я обязательно узнаю при встрече на занятиях. Я полагаю, что они получили большую дозу эмоционального всплеска в душе. Как и каждый, сидящий в этом зале, несмотря на возраст.

Ученики 9 класса

- Очень захватило. Мы читали «Молодую гвардию». Но одно дело читать, хотя и там воображение с эмоциями играют, и совсем другое дело видеть, как это было.

- Ребята! Да не сочиняйте! Всё было совсем по-другому, а это всего-навсего спектакль с нарисованной красками кровью. И на поклон, как вы заметили, вышли все артисты целёхонькие и здоровёхонькие.

- Спектакль, конечно. Но очень уж переживать заставляет. Вроде бы и о событиях на Украине в 1942 году, а так похоже на происходящее на Украине сегодня.

- Ребята! А вам зачем это нужно знать? Где Украина, и где Муром? Фашистам до нас, как до Певека. Япония с Камчаткой намного ближе.

- Дядя, да Вы в своём уме?! Это в сороковые в сапогах пол-Европы прошагали, а сейчас скорости другие. Поэтому и надо, чтобы мы не забывали, что испытали тогда наши деды с бабками, и какая чума нас может захлестнуть. Если новые фашисты с террористами победят, то нам придётся столкнуться с бедами похлеще, чем во время прошлых войн. А в военкоматы не Вас, а нас пригласят.

Копытина Наталья Владимировна. Учитель литературы в старших классах.

- Скажу не как учитель литературы, а как мать. Зачем нужно это моим сыновьям. Без этого нельзя. Лично для меня это было эмоциональным потрясением, несмотря на то, что произведение знаю вдоль и поперёк. Но сегодняшняя я испытала потрясение. Вы только что разговаривали с моим сыном и его другом. Думаю, что спектакль дал им пищу для размышлений.

И хочется завершить сегодняшнюю встречу с Владимирским академическим областным театром драмы не одой коллективу за свершившееся событие, к каковым я отношу рождение спектакля «Молодая гвардия», а словами В.Кузнецова с обращением к молодым артистам и зрителям:

- Ведь такие события могли, и могут произойти у нас, в России. И в этом романе заложен этот крик. И с этим посылом артисты должны играть. Чтобы сегодняшние ребята увидели себя, как в зеркале. Чтобы могли объединить суть тех событий с событиями нашего времени и вовремя принять решение для спасения себя, своей семьи, своей Родины.

Фото автора и из архива В.А.Кузнецова

Иван Васильевич Костин

Источник http://murom-mama.ru/stati/sobytiya/molodaya-gvardiya-v-murome.html

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤