Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет
По мотивам романа М. Шолохова «Поднятая целина»
Сцены из жизни казачества
Длительность спектакля 3 ч. 40 мин. (1 акт - 2 ч. 10 мин. , 2 акт - 1 ч. 30 мин.)
Премьера спектакля состоялась 9 октября 2021 года
Спектакль «По ту сторону Дона» - обладатель специального приза «За популяризацию истории Донского казачества и её интеграцию в театральное искусство» (сентябрь, 2022)
Спектакль «По ту сторону Дона» - обладатель специального диплома Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» за вклад и сохранение исторических и культурных традиций донского казачества (ноябрь, 2022)
Роман Шолохова «Поднятая целина» - это неотъемлемая книга-продолжение великих двух томов «Тихого Дона». Герои «Поднятой целины» под другими именами, как будто продолжают противостояние белых и красных, но уже в новые времена. Во времена всеобщей коллективизации и уничтожения кулаков, как класса. Если перечитать внимательно оба романа, то можно заметить, что Авдеич Брех – явный прототип будущего Щукаря, а некоторые мотивы Григория Мелехова будут перекликаться с героем Половцева (и тот, и другой участвовали в казни Подтелкова), также герой Бунчук в чём то похож на будущего председателя колхоза Давыдова, а в Лушке Нагульновой будто бы сплелись два характера Дарьи Мелеховой и Аксиньи, и т.д.
«Кровью и потом» - так писатель определил первое название для своей книги. Задуман роман и писался одновременно с третьей и четвертой книгой «Тихого Дона». И поэтому в «Тихом Доне» есть не только схожесть с героями, но и отголоски будущей темы «Поднятой целины». Это нарастающая продразверстка. Отъём у крестьянства хлеба. Возникающие волнения у казаков, подрыв доверия к советской власти. Жестокое раскулачивание, расказачивание и создание колхозного движения на селе.
Отличие романов в том, что в «Тихом Доне» мы наблюдаем охват периода от 1912 года до 1922 -го, а в «Поднятой целине» события разворачиваются в один тяжелый 1930-й год.
Вообще эта тема и это непростое время почему то мало описано в литературе. Но одним из первых, кто об этом решил правдиво и честно написать, был Шолохов. Он сам лично наблюдал, как происходило становление советской власти на Дону, видел и первые попытки создать колхозы в станицах. Нередко Михаил Александрович писал личные письма Сталину о перегибах, жестокости, ошибках, которые возникали в движении активистов провести стопроцентную коллективизацию. Идея коммунистов сделать все общим в конечном итоге потерпела поражение. С тех пор писатель считал, что общество навсегда разделилось на белых и красных. И несмотря на то, что гражданская война закончилась в 1922 году, сам Шолохов считал, что эта война продолжается и по сей день.
В этом и есть главный посыл спектакля. Что может быть страшнее гражданской войны? Ничего. Когда брат убивает брата. Сын идет против отца. Спектакль создан по мотивам этих трех великих книг и называется «По ту сторону Дона…» Это цитата одного из героев романа Андрея Разметнова, который ищет свое счастье в жизни и не находит.
«По ту сторону Дона…» - это не только географическое расположение места действия хутора Гремячий Лог. Это местонахождение того самого счастья, которое всегда не здесь, а где-то там… Там, на той стороне, на другом берегу, за Доном…
В 60-70-е годы роман входил в школьную программу по литературе, был экранизирован и знаком каждому школьнику. Как выяснилось, сегодняшние молодые россияне имеют смутное представление о том периоде в истории страны и практически незнакомы с этим произведением Шолохова.
Спектакль «По ту сторону Дона…» - попытка разобраться в тех бурных событиях, страстях, любви и смерти. Сегодняшними глазами взглянуть на судьбы, характеры и поступки когда-то очень популярных, даже хрестоматийных героев — рабочего-«двадцатипятитысячника» Давыдова, секретаря партячейки Нагульнова, председателя сельсовета Размётнова, «двурушника» Якова Лукича Островнова, есаула Половцева, красавицы-казачки Лушки, балагура деда Щукаря, - погрузившись в колорит традиций, быта, нравов Донского казачества тех лет.
Автор сценической постановки и режиссер - Владимир КУЗНЕЦОВ
Сценография - Дмитрий ДРОБЫШЕВ
Костюмы - Наталья АВДОНИНА
Музыка - Павел АКИМКИН
Хормейстер - Андрей ФЕДОСЬКИН
Художник по свету - Лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Майя ШАВДАТУАШВИЛИ
Спектакль ведет - Вера САХНОВИЧ
Роли исполняют:
Андрей Размётнов, председатель Гремяческого сельсовета | Иван АНТОНОВ |
Евдокия, его жена | |
Мать Размётнова | Ирина КОПЫЛОВА |
Макар Нагульнов, орденоносец, фанатик, секретарь партийной ячейки |
Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ |
Лушка, его жена | Ариадна БРУНЕР |
Семен Давыдов, бывший матрос и путиловец, председатель Гремяческого колхоза |
Андрей РОМАНОВ |
Яков Лукич Островнов, бывший кулак, завхоз | Анатолий ШАЛУХИН |
Варя, его дочь | Павла ГЕРАСИМОВА |
Мать Островнова | народная артистка РФ Галина ИВАНОВА заслуженная артистка РФ Жанна ХРУЛЕВА |
Александр Анисимович Половцев, бывший есаул, белогвардеец | Андрей ГУРАМИШВИЛИ |
Вацлав Августович Лятьевский, подпорудчик, белогвардеец | |
Тит Бородин, красногвардеец, кулак | Роберт НЕПОГОДА |
Жена Бородина | Анастасия КУРГАНОВА |
Григорий Банник, середняк | |
Фрол Дамасков (Рваный), кулак | |
Невестка Фрола (по старшему сыну Аникею) | Ирина ЖОХОВА |
Тимофей Рваный, младший сын Фрола Дамаскова | Эмиль ФИЛИППОВ |
Маринка Пояркова, вдова вахмистра | Анна ЗАЙЦЕВА |
Нюрка Архипова, девка из бедняцкой семьи | Елена СЕРЕГИНА |
Щукарь, дед-балагур, сельский брехун |
заслуженный артист Эстонии Владимир ЛАПТЕВ |
Корчжинский, секретарь райкома партии | Антон СУХАНОВ |
Колхозница | Яна ИВАНЧУК |
Казак | Тимофей ЕФИМЦЕВ |
Сцена: большая.
ПРЕССА: