Вчера фестиваль принимал особого столичного гостя, актера театра им. Евгения Вахтангова, педагога и ректора Театрального института им. Бориса Щукина Евгения Князева. Он приехал во Владимир с моноспектаклем «Пиковая дама», который был создан в память великого режиссера Петра Фоменко. После спектакля с артистом состоялась творческая встреча, где Евгений Владимирович отвечал на вопросы зрителей, читал стихи, рассказывал интереснейшие истории о свой работе в театре с такими великими артистами, как Юлия Борисова и Василий Лановой, размышлял на тему того, что такое театр вообще и чем сегодня является профессия актера.
Тон творческой встречи задавали сами зрители. «О чем мне вам рассказать? - спрашивает актер. – Может почитать стихи?» И в зале раздаются громогласные аплодисменты ненасытных любителей поэзии. Евгений Владимирович делает выбор в пользу советского поэта Михаила Светлова и читает его стихотворение о любви, очевидно: в зале сложилась располагающая атмосфера. «Мы на сцене не глухие и не слепые, ты слышишь зал…», - говорит актер. Любой хороший артист прислушивается к публике, отталкивается от того, какое настроение установилось в ней и выбирает характер игры: темпераментный, яркий, эмоциональный, или наоборот, более вдумчивый и спокойный.
Что такое актерская профессия? Это труд, терпение и только потом уже талант. Артисту должно быть больно на сцене, он должен затрачиваться, только тогда эта боль перейдет в зал и зритель тоже что-то почувствует.
А что же такое театр? Это искусство или ремесло? «Театр дан для того, чтобы врачевать душу», - говорит Евгений Владимирович. Он должен быть «о людях, для людей и про людей», – цитирует слова художественного руководителя театра им. Вахтангова Римаса Туминаса.
Зашла речь и о том, нужны ли театру новые формы. Безусловно нужны, но надо, чтобы приходили гениальные преобразователи, каким в свое время был Евгений Вахтангов, который пошел в другую сторону от психологического реализма и создал собственный стиль – реализм фантастический, и доказал знаменитым спектаклем «Принцесса Турандот», что театр может быть ярким, праздничным, сказочным.
Последним аккордом встречи стало стихотворение Давида Самойлова «Рембо в Париже» - светлая нота, напоминание о том, что чудеса в мире существуют, нужно только в них верить. Одним из таких чудес и является театр. И вот уже зал готов отпустить Евгения Князева, но он прерывает аплодисменты и вспоминает еще одно стихотворение напоследок, на сей раз автора Леонида Мартынова:
«А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?»
Афиногенова Полина