Из-под закрытого занавеса торчит полукруг зеленого махрового коврика. Действительно коврик, лужайка?.. Интригует. Искушенный целой неделей фестиваля зритель ждет многого, но открывшаяся глазам сценография воистину поражает воображение. Пространство сцены превращено художником-постановщиком Анатолием Шикулей в сказочный (сказка страшная, недобрая) сумрачный лес. Высокие кряжистые деревья, уходящие ветвистыми кронами под самые колосники. Планшет сцены уподоблен лесному ландшафту, какие-то коряги, маленькие лужицы. Сразу видно – спектакль «Homunculus» Калужского областного драматического театра по пьесе М. Горького «Дети солнца» будет непростым и новаторским.
Пьесу Горький написал в 1905 году, сидючи в Петропавловской крепости, куда был заключен в связи с событиями Кровавого воскресенья. Вся она – этакий дурно написанный Чехов, злое обличение узкого круга интеллигенции, страшно далекого от народа. Герои Горького – это шаржированные, доведенные до абсолюта в своей неприспособленности к жизни и оторванности от мира бедные чеховские интеллигенты, со всеми их дорогими, многоуважаемыми шкафами, небом в алмазах, мечтами о жизни, которая будет лет через двести-триста.
Не будет, господа хорошие, никакой жизни (то есть жизнь-то будет да только вам в ней не место), и алмазы никогда не пробьются сквозь корявые когтистые ветви – говорит Горький, а вместе с ним и режиссер спектакля Владимир Хрущёв (в одном из интервью поясняет свою авторскую позицию: «В моем понимании, правда – за слесарем Егором»). Иронично-насмешливое название «Дети солнца», превратившись в «Homunculus», становится совсем уж циничным. В показанном мире не существует никакого солнца (весь спектакль проходит при нездоровом, а-ля Боб Уилсон, голубоватом свете), его заменяют многочисленные электрические лампочки, свисающие между ветвей.
Главный ключ к трактовке сценографии и вообще к пониманию спектакля – слова, сказанные Лизой: «Вы все - слепые! Откройте глаза; то, чем живете вы, ваши мысли, ваши чувства, они - как цветы в лесу, полном сумрака и гниения... полном ужаса...» Вот он, ужас, – черные круги вокруг глаз актеров. Уже с первых сцен чувствуется, что воздух, которым дышат герои – нездоровый, затхлый (неслучайно появляется в пьесе мотив холеры, визуализированный в постановке жутким красным светом), непредназначенный для людей. Да они и не люди вовсе… Гомункулы.
Гомункула, как гетевский Вагнер, мечтает создать главный герой Павел Протасов. Не замечая за своими научными изысканиями, как люди вокруг него, (интеллигенция, «Мы – дети солнца!»), да и сам он, деградируют, превращаются в гомункулов – человекообразных существ.
Жанр спектакля: опыты Протасова в двух действиях. Что ж, опыт удался.
Ника Ерофеева