Лучший региональный театр России Звезда театрала 2023 Лауреат премии «Звезда театрала»

 

 17 июня 2022 года во Владимирском академическом драмтеатре состоялась долгожданная премьера спектакля «Холстомер» по одноименной повести Л.Н. Толстого. Эта философская притча об истории лошади до сих пор задевает наши души, заставляя размышлять о добре и зле, грехе и ответственности за содеянное, о животном и человеческом чувстве любви, о жизни и смерти. Следует отметить, что владимирские зрители в 2019 году познакомились с историей старого пегого мерина Холстомера в исполнении артистов Тбилисского русского драматического театра. Автором этой инсценировки и режиссером-постановщиком был Автандил Варсимашвили, который талантливо использовал художественный прием Льва Толстого «отстранение», т.е. рассказ коня о собственной жизни от первого лица. Этот спектакль взволновал зрителей. Все время вспоминаются разные моменты, заставившие сопереживать, проводить аналогии.'

UVkEnZY.jpg

Спектакль Владимирского театра поставлен с другой режиссерской концепцией, но в нем есть главное   – сохранена верность духу произведения Толстого, что в наше время удается единицам.  Автор спектакля Грицай Сергей Иванович (заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства,  второй раз работает с нашим театром) воплотил свою версию «Холстомера» как вокально-пластическую драму. Он так обратился к зрителю: «Для меня история Холстомера – это притча о жизни и смерти, о мудрости, обретенной через страдания. Сценическая фантазия поставлена мной по мотивам повести Льва Николаевича Толстого и рассказана языком синтетического театра – когда слово, музыка, вокал и хореография становятся равнозначными составными спектакля». 

О чем эта постановка? Можно сказать, что она, как и все произведения великого писателя, о любви к жизни, а также о тех злых и темных силах, которые мешают и лошадям, и людям, и всему живому наслаждаться этой жизнью. Сюжетная линия спектакля совпадает с повестью. Мы как бы переносимся в разные времена: то Холстомер еще жеребенок, то он уже повзрослел, и у него появляются чувства и действия, за которые его наказывают, а в финале – он уже больной старик. Вместе с героем (артистом Александром Аладышевым) мы проживаем его жизнь, остро переживаем и унижения, и разочарования, и предательство, и гордость, и надежду, и боль. Просто какая-то магия, когда актер не играет коня, а им «становится» - перевоплощается. В спектакле «говорящая лошадь» «рассказывает» о том, как он был отвергнут людьми уже при рождении из-за пегого окраса. Как попал к князю Серпуховскому (Юрий Круценко), загубившему и предавшему его. Потрясает сцена отношений матери (артистка Инга Галдина) и ребенка, понятная без слов, которые могут обмануть. Только танец, пластика, язык тела – правдивы и чисты, особенно в эпизодах, раскрывающих боль молодого Холстомера от безжалостной разлуки с любимой Вязопурихой (Валерия Емельянова). Души влюбленных «расцветают» в молчании и «раскрываются» перед нами в движении.  Вся судьба коня – многострадального и возвышенного героя – построена режиссером как пластический «орнамент» его Души. Обозначив жанр постановки как вокально-пластическую драму, балетмейстер Сергей Грицай постарался перевести богатую психологическими переживаниями прозу на язык сценического движения и танца. Центральное место в повести – слово «пегий» – означает  у Толстого – другой.

Чем отличается Холстомер от всех остальных? Он любит людей и счастлив от этого, наслаждается жизнью, тем, что полезен. А люди занимаются поиском внешних оценок, чтобы доказать свою состоятельность. Злободневно звучит монолог,  уничтожающий суть одной из самых унизительных выдумок человека о системе ценностей, выстроенной из слов «мой», «владеть», «собственность». В конце жизни, обращаясь памятью к прошлому, Холстомер заключает: «Я был пегий, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежу не Богу и себе, как это свойственно всему живому, а им».  Так Лев Толстой и его герой убеждают нас в том, что люди, изуродованные тягой к собственности, стоят по своему развитию на ступень ниже лошадей.

Одно из сильнейших средств художественной выразительности спектакля – его ритм, который существует во взаимосвязи с музыкальной партитурой, сочиненной композитором Игорем Пономаренко (лауреат национальной премии «Золотая маска», г. Санкт-Петербург). Инструментальные сочинения музыканта-виртуоза гармонично сочетаются с оригинальными песнями на стихи поэта, журналиста и драматурга Максима Резника (г. Москва). Это внесло лирические мизансцены в спектакль, вокальные произведения в исполнении артистов театра стали воздухом сценического действия. В осмысленном через музыку пространстве возникали удивительной наполненности сцены. Точкой отсчета трагического ритма в движении сюжета стала сцена столкновения молодого табуна со старым Холстомером, когда  в зачине молодые «лошади» (25 артистов) врываются через зал на сцену, где звучат слова Толстого: «Бывает старость величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и гадкая, и величественная вместе. Старость пегого мерина была именно такого рода».

Мощная энергетика бегущего табуна пронзает каждого зрителя, вызывает тревожные чувства и размышления на тему «отцов и детей», которая  решена в пьесе без морализации, предельно тактично,   выразительной  хореографией.    

В пластике «людей-лошадей» присутствует яркая драматургическая линия жанра: жизнерадостность и грусть, трогательность и эмоциональность, озорство и мудрость. Движение и музыка тонко, без подробного разъяснения смыслов, «озвучивает» то, что вряд ли подвластно слову. Композитор обогатил звуковую палитру спектакля, соединяя каждый эпизод согласно художественной логике и режиссерскому замыслу. Можно сказать, что иногда грамотное музыкальное сопровождение спасало от слез. Ведь на сцене при минимуме декораций был максимум чувств в игре актеров. Декорации художника и сценографа Александра Орлова (заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии РФ), действительно, лаконичны и выразительны, метафоричны, им отводится системообразующая роль великого таинства Жизни. Не случайно история лошади начинается с рождения и заканчивается смертью. Эта тема четко построена и в спектакле. Действие начинается в «балетном классе», где движущиеся стены-зеркала, перемещение балетных станков позволили мгновенно изменять сценическое пространство и определять место действия: конюшня, ипподром, театральное закулисье и т. д. Рассказ Холстомера раскрывается способом монтажа отдельных картин, показывающих ключевые события его жизни. Перемещение и перестановки декораций создают ощущение объемности,  а иногда чем-то напоминают перелистывание страниц в попытке найти в книге то место, на котором  остановился. Выразительны и метафоричны костюмы действующих лиц и «людей-лошадей», выполненные художником Яной Глушанок (г. Санкт-Петербург).

Спектакль ансамблевый, простроенный режиссером до мельчайших подробностей. В нем органично сочетаются метафорические и мистические моменты, поднимающие происходящее над бытом. Так, в самые критические моменты звучит « гром с небес», как бы  «предупреждающий о каре». В финальной точке спектакля согнутый от болезни Холстомер расправляется и гордо смотрит на бывшего хозяина, который сокрушается о своей бесславной жизни и кончине. Значит, есть высшая правда и высшая справедливость!

В конце спектакля звучит беспощадный толстовский текст, как приговор человеческой пустоте. И остается только горькая правда о том, что люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими. Вот и старого мерина убивают по приказу того, кто считал его «своим». Холстомер же пронес свое благородство через весь холод отношений к нему, обрел мудрость в страданиях. Главный аспект его Души – Любовь, которая, несмотря на всю боль, «долго терпит, милосердствует, не мыслит зла, …никогда не перестает», даже на пороге смерти.

 «Холстомер» на Владимирской сцене – это спектакль мастерский, обладающий образной силой, трогающий душу зрителя человечностью. Мы увидели историю, рассказанную языком танца, пластики и музыки, а главное – языком правды Льва Толстого. Такие спектакли актуальны во все времена, они делают общество справедливее и терпимее, а людей – добрее и счастливее. Браво режиссеру, постановочной команде, актерам и театру за отличную работу!     

                         Зиннатуллина Вера

 

Фотографы

На сайте представлены фотографии Владимира Федина, Петра Соколова, Вадима Пакулина, Александра Уткина, Светланы Игнатовой, Анастасии Денисовой, Анны Колесовой, Татьяны Шалухиной, Оксаны Соловьёвой, Елены Птагиной, Екатерины Строговой и Константина Федяева.

Купить билеты ➤