ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ
ФЕСТИВАЛЯ ФЕСТИВАЛЕЙ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
18 сентября 2014 года
В четверг 18-го сентября на утреннем обсуждении спектакля Кемеровского театра «БЕККЕТ» член жюри Ольга Валентиновна Сенаторова предположила, что стилистика, эстетика и идеи театра абсурда «не привычны» для театральной аудитории города Владимира». Это не совсем так, поскольку в конце 90-х в одном только академическом театре драмы были поставлены и пользовались популярностью спектакли по пьесам Эжена Ионеско «СТУЛЬЯ» и «ЛЮБОВНИК» Гарольда Пинтера. Что касается театральных экспериментов в студиях и прочих любительских театральных коллективах, то «Лысая певица» Семюэля Беккета и ряд других его шедевров возникали на этих театральных горизонтах в разное время, с разных успехом и с немалым зрительским любопытством. Но это так – к слову…
18 сентября оказался днем торжества авангардистских постановок. В ОДРИ театр «Читэн» из японского города Киото показал оригинальную версию чеховской «Чайки» в постановке режиссера Мотои Миура, который в свое время учился профессии в Париже по Гранту японского Минкульта… Экзотичность и темпераментность постановки, полагаю, никого не оставила равнодушным. Как мне показалось, постановщик совершенно оправданно сделал акцент на образе Константина Треплёва, ибо это актуально… ибо РЕЖИССЁР – это поистине самая рельефная, многозначная и самая трагическая фигура современного театра.
Режиссерское авторство решает всё – не только судьбы спектаклей, театров, актеров, драматургов, стран. Лицо театра «На Литейном» из Санкт-Петербурга для участников и зрителей фестиваля на сегодняшний момент попыталось отличиться весьма «необщим выраженьем». А именно – буйством режиссерской фантазии (постановка Галины Ждановой), изобретательности, дерзостью, агрессией, бешенством плясок, блеском шуток (в которых и сарказму Булгакова нашлось местечко), стихией ниспровержения авторитетов и прописных истин. И – безусловным актерским мастерством. Поскольку воплощалась эта разудалая оргия на темы «Ромео и Джульетты» Шекспира с безусловным пластическим совершенством и психологически крайне убедительно.
Мне, правда, довелось, «пару раз» содрогнуться от подростковой безапелляционности героев, от «детской грубости» Ромео в сцене знакомства с Джульеттой и его же жестокостью в сцене долгого, настойчивого и изощренного убийства Тибальта (у Шекспира, помнится, он убил его СЛУЧАЙНО?), от изобилия дерзновенных струй из пластиковых бутылок!))) Но… вместе с тем не могла не восхититься обаянием исполнителя Меркуцио (Дмитрий Паламарчук) и спокойной мудростью Кормилицы в исполнении заслуженной артистки РФ Елены Ложкиной. Спектакль Г. Ждановой очень напоминает (буквально - некоей «параллельностью» атмосферы и эстетики) владимирский спектакль 2005 года в постановке Александра Огарёва, но там дерзновенность и буйство были неразлучны с нежностью, с высоким, непререкаемым нравственным чувством… Одним словом, противоречивые мысли сверлят мне мозг, противоречивые чувства бурлят и душат до сих пор. И потому – решающее слово членам жюри…
Экспресс-летописец Тина ЭЛТОНС