ЭКСПРЕСС-ХРОНИКИ
ФЕСТИВАЛЯ ФЕСТИВАЛЕЙ «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ»
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
19 сентября, пятница
В полдень в актовом зале Института искусств и художественного образования на Никитской, 1 состоялась творческая встреча с драматургом Идо Нитаньяху, младшим братом премьер-министра Израиля, прозаиком и драматургом, автором удивительно трогательной и одновременно шокирующей истории о зыбкости и хрупкости жизни – трагической пьесы о Холокосте с неожиданным названием «Хеппи энд». Недавно эта пьеса была талантливо поставлена в Узбекском русском молодежном театре и показана в России на сцене петербургского театра «Балтийский дом». Планировалось показать ташкентский спектакль на фестивале фестивалей «У Золотых ворот», но этому помешали непредвиденные организационно-финансовые проблемы. Господин Нитаньяху поделился со слушателями историей возрождения национальной еврейской культуры, истоком которого явилась инициатива национальной диаспоры России, а также – своими творческими «тайнами». Пьесы его написаны на иврите и пока незнакомы российскому зрителю. В ноябре этого года Узбекский молодежный театр планирует показать спектакль «Хеппи энд» на российском еврейском конгрессе в Москве.
КАЛУЖСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Йордан Радичков
«ПОПЫТКА ПОЛЁТА»
Программная вещь и практически последняя постановка замечательного российского режиссера, заслуженного деятеля искусств РФ Александра ПЛЕТНЁВА.
В мае этого года Александра Борисовича не стало. Это трагическое событие для Калужского театра и его зрителей. Не менее горестно оно и для нашего театра. Поскольку с Калужской драмой и ее художественным руководителем наш коллектив связывают давняя дружба и тесные творческие контакты. Плетнев поставил два спектакля и во Владимире – «Восемь любящих женщин» Р. Тома и «Дон Кихот» Е. Шварца. В июне нынешнего года он собирался приступить у нас к репетициям «Гамлета», но этим планам не суждено сбыться…
Судя по неполному десятку увиденных за эти годы спектаклей режиссера, полагаю, что А.Б. Плетнёв искал и нашел некий СВОЙ, ОСОБЫЙ ТЕАТР – скорее атмосферный, нежели психологический. Скорее визуально-духовный, нежели пластический. Скорее ассоциативно-лирический, нежели музыкальный… Его творческая палитра часто тяготела к эмоциональной акварельности. И хотя он был очень остроумный, насмешливый, а периодами даже саркастичный человек, многие, в том числе профессиональные критики, говорят о его необыкновенной человеческой нежности.
«Попытка полёта» - и пьеса-то необыкновенная. Ее автор Йордан Радичков – тоже в поисках исключительно СВОЕЙ драматургии. Его пьесы тяготеют к внешней статичности, в них нет ярко выраженной интриги. В «Попытке полёта», например, вы не найдете главных героев. Это простые мужички горной болгарской деревушки, возмечтавшие подняться в небо на трофейном аэростате. Авторы (и режиссер, и драматург) как будто и не пытаются особо их индивидуализировать. Вот эта самая «массовка» и летает, и мечтает, и расплачивается за свои безумные идеи, любит своих женщин, радуется и горюет. Национальный колорит передан с невероятным мастерством, вкусно, сочно. Как они поют, с каким азартом пикируются со своими любимыми, какое душевное здоровье в жанровых картинках быта!
И сделано это театром архи-обаятельно. Архи-забавно и трогательно. Спектакль подкупает атмосферой истинности происходящего, простодушного восторга, чистоты и – да-да! – обилием чистого горного воздуха…
Экспресс-хроникёр Дарья БЕЛОУСОВА